Двухколесные изгои

   
   

С каждым годом на улицах Петербурга появляется все больше велосипедистов. Они ездят даже зимой, когда снежное месиво на дорогах казалось бы должно вызывать отвращение даже к мысли о подобной прогулке. Между тем в городе нет ни велосипедных дорожек, ни стоянок для велосипедов. Нет и планов по их созданию.

Велосипед - друг человека

Этим летом общественная организация "Центр экологических инициатив" провела опрос среди петербуржцев. Выяснилось, что больше половины городских семей имеют велосипед, а у четверти есть два и более велосипедов. Таким образом, личный велосипедный парк петербуржцев по численности даже больше автомобильного. Правда, пользуются велосипедами для передвижения по городу немногие. В Петербурге напрочь отсутствует велосипедная инфраструктура. Город враждебен к велосипедистам. А ездить по улицам иногда просто опасно.

"Сейчас разрабатывается Генплан Петербурга, - говорит председатель Центра экологических инициатив Александр Федоров. - На общественных слушаниях мы не раз выступали с инициативой создания велосипедной инфраструктуры, но нам говорят, что в городе нет места для велосипеда. Это даже странно слышать. У нас строятся пешеходные зоны, их мостят дорогостоящей плиткой, а узкую полоску асфальта для велодорожки проложить негде. Никто ведь не предлагает обустроить велодорожку на Московском проспекте. Прогулки на велосипеде вдоль этой трассы - прямой путь в больницу с легочным заболеванием. Но в спальных районах города есть масса тихих улиц с "карманами", а если упорядочить парковку автомобилей, то для велосипеда найдется место и в центре города".

Боремся с пробками

Велосипед - это не только экологический транспорт и здоровый образ жизни. Развитие велоинфраструктуры напрямую связано с проблемой транспортных пробок. На Западе давно поняли, что увеличение пропускной способности городских улиц неизбежно приводит к росту числа автомобилей. И пробки никуда не исчезают.

Более тридцати лет назад в администрации города Хельсинки был создан специальный велосипедный отдел именно для того, чтобы решить проблему автомобильных пробок. Сегодня в финской столице более 1000 километров велосипедных дорожек, а на 560 тысяч горожан (без пригородов) приходится 400 тысяч велосипедов и всего 200 тысяч автомобилей. Велосипед здесь заменяет и личный автомобиль, и общественный транспорт.

"Поначалу и у нас были опасения, что велосипед в городе не приживется, - говорит руководитель отдела Антеро Наскила. - Поэтому начали развивать велосипедную инфраструктуру в пригородах. Сомнения быстро рассеялись, и с середины восьмидесятых годов мы стали обустраивать велодорожки в центре города".

В автобус с велосипедом

В Финляндии и многих других европейских странах никого не удивишь видом чиновника, иногда самого высокого ранга, который едет на службу на велосипеде. Петербургские руководители предпочитают передвигаться по городу на иномарках с мигалками. Понятно, что проблемы велолюбителей им неведомы.

Конечно, Петербург не Хельсинки, и с Гражданки в центр на работу не поедешь. Но и это, как показывает опыт западных стран, не проблема. В Берлине, например, с велосипедом пускают в метро. А автобусы оборудованы специальными "рогами" для транспортировки велосипедов. Не все, конечно, но в расписании их движения обязательно указано, когда к остановке подойдет такой автобус. Цепляй на "рога" двухколесного друга, сам садись в автобус - и можешь ехать хоть на другой конец города. Местами для велосипедов обязательно оборудованы и пригородные поезда.

"Первым шагом к созданию велодорожек в Петербурге могло бы стать обустройство международной велотрассы Хельсинки-Петербург-Таллин, - уверен Александр Федоров. - Сегодня по всей Европе создаются маршруты Евровело. Один из них под номером 10 тянется вдоль Балтийского моря. Он бы пользовался огромной популярностью среди туристов, если бы через Петербург можно было без проблем проехать на велосипеде. Кстати, по нашим опросам, три четверти горожан выступают за развитие велосипедной инфраструктуры, даже те, кто велосипедов не имеет. Слово только за городской администрацией".

Р. S. Самое комфортное время для питерских велолюбителей - ночь. Вот уже несколько лет с мая по октябрь каждую неделю в городе проводятся ночные покатушки, на которые собирается до 300 велосипедистов и роллеров. Сбор участников в 23.00 на Дворцовой площади. Маршруты покатушек вывешиваются заранее в Интернете на сайте www.inline.spb.ru

С севера на юг на двух колесах

Пока в городе нет велосипедных дорожек и соответствующих дорожных знаков, велолюбители прокладывают удобные маршруты самостоятельно. В ближайшее время Центр экологических инициатив намерен издать неофициальную велокарту Петербурга: перечень улиц, где велосипедист может чувствовать себя относительно комфортно. Например, путешествие на велосипеде с севера на юг города будет выглядеть следующим образом: дорожка вдоль Муринского Ручья, Сосновка, Дрезденская улица, Удельный парк, далее через проспект Испытателей и Старую Деревню в ЦПКиО, мимо метро "Крестовский остров" через пешеходный Большой Петровский мост на Петровский проспект, мимо стадиона "Петровский" через Тучков мост - на 7-8-ю линии Васильевского острова, мост Лейтенанта Шмидта, набережную Крюкова канала, Якобштадтский переулок (параллельный Измайловскому проспекту). Дальше - любыми путями до путепровода в Автово, за которым вдоль проспекта Стачек и Петергофского шоссе тянутся удобные "карманы". Еще немного - и мы в Петергофе.

Смотрите также: