Уплотнить останется только Смольный

   
   

Если городская власть все-таки разрешит застраивать усадьбу Шереметева, остановить уплотнительную застройку по другим питерским адресам не сможет уже никто. И не стоит удивляться, если в один прекрасный день под сенью новопостроенных небоскребов с элитными квартирами "спрячутся" Смольный или Мариинский дворец.

Стачка на Стачек

Кордон из живых людей, перегородивший проспект Стачек в последние выходные октября, сделал свое дело. На один из бесчисленных объектов петербургской "уплотниловки" перестали идти грузовики. Вторую неделю стройка стоит. Но радости у жителей домов, окружающих так называемый "корпус 60а", немного. Здесь хорошо помнят, что после первой аналогичной акции, состоявшейся в марте 2003 года, тоже последовала пауза. А затем органы государственной власти выдали ЗАО "ТРЕСТ 47" временное разрешение на производство строительно-монтажных работ.

С момента прошлого перекрытия у местных активистов на порядок выросли организация дела и... конспирация. На вопрос корреспондента "АиФ-Петербург", кто у них главный, все как один отвечают: "Нет такого!" Инициативная группа? Ее тоже нет. Одни "сознательные" контактируют с районными властями. Другие граждане вызывают национал-большевиков (кстати, живой заслон машинам стоял еще два часа после того, как нацболы свернули свои знамена и лозунги). Третьи дежурят у ворот. Четвертые общаются с прессой. И никаких фамилий - только имена.

"Зашифроваться" соратников по борьбе заставила жизнь. В прошлом году глава инициативной группы ничего не боялся. Так его вначале крепко побили, а затем попросили прокуратуру завести уголовное дело: дескать, стройка простаивает и несет убытки, вот пусть их и оплатит тот, кто встает грудью на пути строительной техники.

Хронология уплотнения "пятна" рядом с домами 202 и 204 по проспекту Стачек и домами 2 и 4 по улице Лени Голикова типична для Петербурга. 30.01.92 мэр Анатолий Собчак объявил территорию усадеб и дач графа Шереметева, канцлера Воронцова и генерал-фельдмаршала Брюса памятником истории и культуры регионального значения. Губернатор Владимир Яковлев 29.01.2001 распоряжением N 111-р предписал считать ландшафтным памятником истории и культуры XVIII века только здешние пруды. А 30 гектаров окружающей их территории - одно из красивейших мест на всем юго-западе Петербурга - отдал строителям. Хотя по Уставу Санкт-Петербурга менять статус земли мог только городской парламент.

Первое общественное обсуждение проекта непостижимым образом прошло... без единого жителя. Протокол второго был сфальсифицирован - есть основания полагать, что этому способствовал бывший глава Кировского района Санкт-Петербурга Ярмин, арестованный недавно по подозрению во взяточничестве, но осужденный за превышение своих должностных полномочий.

Народ начал бить в колокола и писать Путину. Выяснилось, что проект к тому же не имеет экологической экспертизы, а само строительство не предусмотрено действующим Генеральным планом развития города. Разбираться приезжали добрых два десятка чиновников, всякий раз просивших "подождать недельку" и исчезавших без следа. Однако, пока продолжались три избирательных кампании - губернаторская, думская и президентская - все было тихо. А 15 марта 2004 года, на следующее утро после президентских выборов, вокруг "объекта" появился бетонный забор и началась вырубка дубов, посаженных во времена государыни Елизаветы Петровны. Вот озверевший народ и побежал перегораживать улицу.

Вначале было слово

Самый "убойный" лозунг второй акции был "Губернатор Матвиенко! Сдержите слово, запретите стройку". Причем речь идет не о торжественном обещании прекратить "уплотниловку", попавшем в брошюру с официальной программой кандидата в губернаторы Матвиенко. Оказывается, объезжая Питер еще в должности полпреда, Валентина Матвиенко появлялась и на проспекте Стачек, где твердо заверила жителей микрорайона: "Здесь не будет дома". А через месяц после ее избрания губернатором, 11.11.2003, Смольный выпустил распоряжение N 2834, разрешающее начать строительство.

Какой-то из очередных гонцов к народу, похоже, сумел напомнить губернатору о данном ею обещании. Инвестиционно-тендерная комиссия приняла 29.06.04 решение N 452, в котором распоряжение N 2934 признавалось утратившим силу, а стройку предписывалось приостановить до 31 октября. Но уже 7 октября 47-й трест начал рыть котлован. А 26.10.2004 на одно из бесчисленных обращений, отосланных на имя Матвиенко, гражданам ответил вице-губернатор Александр Вахмистров. И сообщил, что "для ведения строительства по указанному адресу имеются все необходимые документы".

На выборах в Законодательное собрание в 2002 году здесь победил Вадим Тюльпанов. Его карьеру в последние два года можно назвать головокружительной. Вслед за креслом спикера Тюльпанов занял пост председателя питерского отделения "Единой России".

26 октября 2003-го на встрече с жителями микрорайона Тюльпанов сказал: "На 99% здесь стройки не будет". Стоит ли удивляться, что спустя через год и четыре дня люди вновь захотели услышать голос "своего" депутата. За три дня до стачки тюльпановскому помощнику Виталию Милонову передали соответствующее приглашение. Но спикер ЗакСа к избирателям не приехал.

"Спасибо, что жители в очередной раз напомнили нам о существовании проблемы, но мы о ней и не забывали, - сообщили "АиФ-Петербург" в аппарате Вадима Альбертовича. - Знаем, что там действуют очень разумные и активные люди, отнюдь не коммунальные склочники. Но какой смысл приезжать на место в десятый раз, если вопрос все равно решается не на митинге? Споры о новом строительстве корпуса 60-а идут давно, проблема активно обсуждается с администрацией города, и вот сейчас пошли положительные подвижки".

Последняя черта

Накануне очередной годовщины Октябрьской революции в администрации Кировского района должно было состояться совещание с участием вице-губернатора Вахмистрова и директора 47-го треста Зарубина. Источник в районной власти сообщил инициативной группе, что Зарубину вроде бы подобрали новое "пятно", и усадьбу Шереметева он покидает. Самые горячие головы даже кинулись поздравлять друг друга с победой. Но радовались рано - совещание с участием Вахмистрова не состоялось.

Между тем к проспекту Стачек сейчас приковано внимание всех, кого в Петербурге сегодня хотят или уже пытаются уплотнить. Набор аргументов здесь уникален. Собратья по несчастью с Московского проспекта имеют магистраль, перекрытие которой тоже скажется на жизни города. Но там уплотнительное строительство значится в Генеральном плане. Другой пример - окрестности Серебряного пруда и дачи Кайгородова. Тоже памятное место, и тоже при Яковлеве незаконно потеряло статус охранной зоны. Но там Валентина Матвиенко ничего не обещала во время своей предвыборной кампании. Наконец, ни один уплотняемый адрес Петербурга не может похвастать тем, что его депутат - второе лицо в политической иерархии города, а по совместительству - глава местного отделения правящей партии.

С другой стороны, у активистов с проспекта Стачек нет постановлений прокуратуры и судебных решений в их пользу. Но эти бумаги до нынешнего момента значили немного. Как выяснилось на недавних общественных слушаниях по проблеме уплотнительной застройки, доказать суду и прокурору свою правоту - еще не значит остановить строительство.

Через шереметевскую усадьбу пролегла последняя черта. Переступив ее, власть переступит через собственные обещания. И если уж на проспекте Стачек людям не удастся отбиться от строителей, всем остальным питерским "уплотняемым" - увы! - рассчитывать будет попросту не на что.

Смотрите также: