Уходящие шедевры

   
   

Памятникам деревянного зодчества в Ленобласти везет еще меньше, чем образцам каменной архитектуры. Если последние гибнут не сразу, их разбирают постепенно, это разрушение возможно остановить, то "деревяшка", не раскатанная еще на бревна рачительными поселянами, погибает мгновенно - вспыхивает, как свечка, оставляя после себя только пепел и камни фундамента.

Смерть в огне

24 июня 2004 года некие рыбаки, как обычно, устроились в деревне Волнаволок возле большого Пидьмозера в Подпорожском районе, запалили костер возле погоста, где на холме стояли две деревянные церкви, одна XVII века, другая - середины XIX-го. И уснули. А когда проснулись, огонь, пожрав до этого стебли сухого малинника и бурьяна на погосте, уже облизывал крыши зданий. Так не стало двух церквей, которые встречали путника на холме, тесно прижавшись друг к дружке, - старушка Покровская и старушка Власьевская. Никакого дела по поводу утраты церквей не заведено. Пожар ведь случился, не поджог. Никто не виноват. А рыбаки, которые костер развели, смотали удочки и были таковы. Никто не знает, кто они и откуда.

Институт "Спецпроектреставрация" годами приглядывал за деревянными сокровищами востока Ленобласти, реставрировал их время от времени. Недалеко от погибших волнаволокских церквей, в деревне Согиницы на берегу реки Важинки, примерно в 30 километрах от Подпорожья, стоит еще одно сокровище, к счастью, пока целое и почти невредимое. Это Никольская церковь, памятник федерального значения, состоящая из трех зданий: самой церкви, колокольни и более поздней зимней церкви. По проекту архитекторов М. Коляды и И. Мачерет в 1973-1976 гг. уже проводилась реставрация этого ансамбля, но прошло уже много лет, и Марк Коляда снова взялся за любимое детище. Проект разработан, подрядчик (Тихвинское реставрационное управление) трудится, но надо ведь смотреть за тем, как он выполняет волю архитектора.

Чтобы осуществлять авторский надзор за реставрацией, надо ездить в Подпорожский район, это примерно 330 километров в одну сторону, а денег в смете заложено столько, что только три раза и можно съездить. Если надо больше - пожалте на свои.

Гроши на реставрацию

Недалеко от Подпорожья, в деревне Курпово, стоит действующая деревянная же, но очень ухоженная (правда, испорченная перестройками XIX века) Воскресенская церковь. К ней приписана и церковь в Согиницах. Это значит, что по праздникам курповский батюшка ездит в Согиницы и служит там. Да вот народу приходит мало: старики умирают, а молодым это не нужно. Дорога идет вдоль реки Важинки, течет она в высоких холмах, покрытых лесом, а деревни лепятся к воде. Так выстроены и Согиницы - деревушка, в которой прописано 13 человек. Погост виден сразу - высокая шатровая крыша церкви, еще без креста, серебрится старым деревом у воды. Вода осенью высокая, скрывшая пороги и валуны в русле.

Валунов здесь много. Те, что покрупнее, никому не нужны, а небольшими реставраторы выложили канавку по периметру церкви, чтобы дожди и талые снега не заливали ее. Вы-глядит красиво. Вообще, несмотря на ворчание архитекторов, считающих, что нормальных реставраторов уже не осталось, тихвинцы работают прилежно. Во всяком случае, колокольня, которую через пару недель должны уже закончить, выглядит куда лучше, чем сама церковь, с которой возились еще мало.

На реставрацию выделяются гроши. В 2001 году дали миллион рублей - причем половину выделил областной бюджет (хотя объект федерального значения), дальше пошло хуже. Всего за 4 года работы Согиницы получили 2 миллиона 600 тысяч рублей - поэтому и работа тянется очень медленно. Если бы эта же сумма была выделена единовременно, за одно лето смогли бы сделать больше, чем за эти годы - ведь перерывы в реставрационных работах на деревянном объекте очень вредят делу.

Несостоявшийся музей

Районные власти расщедрились даже на должность сторожа. Правда, это случилось только после пожара в Волнаволоке, где сторожа не было. Трудно сказать, доживет ли Никольская церковь до тех времен, когда в нее вернется жизнь, снова поставят иконы (сейчас они хранятся в Русском музее). Вот церкви Волнаволока не дожили - они даже реставрации не дождались, их как законсервировали 10 лет назад, так и оставили, денег не было. А теперь им уже денег не надо. На пепелище лежат гряды валунов, обозначая план церквей. Удивительно чистые, вымытые дождем камни, треснувшие от пламени, обнажившие свое розовое, малиновое, желтое нутро. А между ними - кованые гвозди, выпавшие из сгоревших стен. И человеческие кости под алтарной частью. "Это что, - вздыхает Коляда, - я раз при реставрации нашел скелетик новорожденного под камнями. Видно, грех свой кто-то спрятал".

Возле Согиниц и Волнаволока есть еще несколько памятников - это деревянные часовни, отреставрированные все тем же неутомимым Колядой. И к каждой солдата не приставишь. Зимой даже спокойнее - на снегу огонь не разгорается. А вот летом приедут рыбаки с охотниками, места ведь здесь изумительные по красоте, и что будет с бедными "деревяшками"?

Некогда у архитекторов и реставраторов возникла идея: раз невозможно присмотреть за деревянными памятниками на местах, надо бы их свезти в музей под открытым небом, туда и народ пойдет, и реставрация будет осуществляться быстрее. В нашей области эта идея была признана негодной: памятник, лишенный поддержки окружающего ландшафта, становился обезличенным. Но даже в советское время восстанавливать памятники на местах было нелегко, теперь же стало практически невозможно. Мы отказались от идеи музея, а вот в Витославлицах Новгородской области такой музей действует. Деревни и погосты осиротели, зато памятники спасены. Одни искусствоведы и архитекторы ворчат, что это, мол, дорогая цена. Другие водят экскурсии к этим шедеврам деревянного зодчества. Кто прав? Нет ответа.

Смотрите также: