Сытно ли театру на госпайке?

   
   

Очевидно, в следующем году не раз придется писать о театральной реформе. Как только о ней пошли слухи, разразилась буря: актеры и режиссеры протестуют. Впрочем, планы "верхов" пока толком не известны. На старте реформ мы решили вкратце рассказать, как же сегодня живут петербургские театры.

Это с надбавкой

В Петербурге более тридцати государственных театров, большинство финансируется из городского бюджета, а четыре - Мариинский, Александринский, БДТ и МДТ - из федерального. Есть театры областного подчинения и финансирования: Сатиры, "На Литейном", и шесть - районного, к примеру детский музыкальный "Карамболь".

Носящие звание "академических" и в советское время, и сейчас имеют привилегии - большие зарплаты и больший штат. К примеру, в одном таком театре к казалось бы укомплектованной "литературной части" добавили еще одного сотрудника, объясняя тем, что "мы же академические, есть возможности".

Зарплата артистов государственных театров складывается так: оклад, губернаторская надбавка, бывают внутренние надбавки театра, еще какие-то, и все равно набегает: примерно три тысячи! Деньги на премьеры выделяет Комитет по культуре, обычно на одну в год.

Когда начинаешь говорить, что в Питере мало интересных спектаклей, артисты и режиссеры парируют: "А что же вы хотите за три копейки!" Действительно, и билеты на спектакли, прежде всего драматические, не так уж дороги, можно купить даже за 70-100 рублей.

Семь кругов: спонсоров

Многие государственные театры обзавелись спонсорами. Лидер - Мариинский. Фондов, компаний, частных лиц - как российских, так и зарубежных - привлечено столько, что их даже приходится распределять: самые почетные относятся к "Кругу царской ложи", затем следует "Круг великокняжеской ложи", "Круг ложи дирекции": Всего семь кругов. Если бы руководство Мариинского не предпринимало усилий по поиску спонсоров, уповая только на государственное финансирование, мы не видели бы столько премьер и фестивалей. Прямо в программке указано, куда надо обратиться, если вы хотите помочь.

У некоторых театров есть общий друг, так, "Киришинефтеоргсинтез" поддерживает МДТ, Музкомедию, Театр им. Комиссаржевской. Но большинство администраций сидит сложа руки, даже не пытаясь найти деньги. Этим Питер отличается от Москвы, где у каждого театра спонсоры, и очень крупные! Столичные актеры получают хорошие деньги. К примеру, даже молодежь во МХАТе - тысяч по 16 рублей.

Частники

Частные театры появились с перестройкой. "Русской антрепризе им. Андрея Миронова" еще Собчак передал помещение на 49 лет в безвозмездное пользование. Другим не так повезло, к примеру, "Формальный театр" Андрея Могучего не имеет своего угла, в такой же ситуации "АХЕ". Вот предприимчивый и неунывающий "Комик-трест" нашел помещение, которое уже не один год арендует под базу. Но все время над театром висит дамоклов меч: увеличение арендной платы. Если это произойдет, неизвестно, удастся ли выжить.

Особняком среди "частников" стоит Театр балета Константина Тачкина, которому уже десять лет. Имея успех за границей, а потому и гастроли, он существует на полной самоокупаемости. Театр собирается приобрести здание, где оборудует базу. И даже готов помочь другим: предложил Музкомедии на летнее время, когда труппа в отпуске, сдать в аренду зал, а за это кроме арендной платы еще и ежегодно оплачивать новую постановку, материально стимулировать лучших артистов. Предложение принято не было, частников у нас побаиваются, предпочитая привычное существование.

Смотрите также: