Коричневый огонь

   
   

Неправы те, кто думает, что угроза нацизма им не страшна, потому что они "правильной" нации. Память короткая: разве в гитлеровской Германии не уничтожали чистокровных немцев? Случай, о котором пойдет речь, как нельзя лучше подтверждает, что "коричневая" чума в конечном счете направлена не против той или иной нации - против людей.

Если бы не пожарные, квартира могла выгореть полностью, а люди - погибнуть в огне

24 февраля в половине четвертого утра жильцы одной из коммуналок на Караванной улице проснулись от звонка в дверь. Сначала подумали, что кто-то хулиганит, но звонок продолжал надрываться (позже станет ясно, что "замкнуло" провода). Вышли в коридор. Здесь обитателей квартиры ждал второй сюрприз: входная дверь была охвачена огнем. Очень быстро пламя перекинулось в коридор. Путь в ванну или на кухню был уже блокирован. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не пожарные, которые приехали мгновенно и потушили огонь.

И, наконец, третий сюрприз, который жильцы обнаружили, когда вышли провожать пожарных. На стене рядом с выгоревшей дверью красовалась перечеркнутая шестиконечная звезда, а ниже надпись - "Жидам!" Все это было нарисовано той же горючей жидкостью (судя по запаху, что-то похожее на деготь), какой была тщательно облита дверь.

Кому была адресована эта "наскальная живопись", долго гадать не пришлось. В квартире проживают шестеро русских (семья Петровых из пяти человек и еще одна жительница Климанова) и один еврей - 70-летний пенсионер, ветеран труда Абрам Михелевич Курас.

Четыре ночи жильцы коммуналки по очереди дежурили у двери. На всякий случай запаслись ведрами и с вечера напускали полную ванну - опасались повторного визита. Потом не выдержали, скинулись и поставили железную дверь, за которой остались выгоревшие "тамбур", коридор и часть жилой комнаты, серьезно пострадавшая кухня, обрушившаяся проводка, нависающие с потолка доски, до сих пор не выветрившийся запах гари.

"Врагов у меня нет, никто мне не угрожал, не представляю, кто мог это сделать"

Почему подожгли дверь, очевидно: потому что здесь живет Абрам Курас, потому что он еврей. Теперь возникает естественный вопрос - кто это сделал? Но пострадавшие не то что не знают кто, у них даже нет каких-либо (хотя бы на уровне интуиции) подозрений.

- Врагов у меня нет, - недоумевает Курас. - И никаких угроз в мой адрес не поступало. С соседями по квартире и по подъезду у меня отношения нормальные, да и смешно предположить, что это мог быть кто-то из них: дом старый, велик риск, что сгорела бы не только наша квартира. Конечно, в течение жизни я не раз сталкивался с бытовым антисемитизмом, но это было каждый раз на уровне слов, и никогда не переходило в конкретные действия, в стычки. Может быть, кто-то узнал, что по такому-то адресу живет еврей? Или что у меня сын живет в Израиле?

В самом деле, трудно понять, что двигало поджигателями и каков был смысл этой акции, по своему исполнению очень напоминающей печально известные "еврейские погромы" начала прошлого века. Что это было - вылазка бритоголовых, каким-то образом "вычисливших" страшного врага нации, одинокого пожилого еврея, инвалида второй группы? Но если они прознали, что в квартире живет Абрам Михелевич, то могли догадаться, что в коммуналке он живет не один, а с соседями-русскими. Или все прекрасно знали, но помехой это не стало? А может, кто-то пропитался духом так называемого "письма пятисот", требующего от Генерального прокурора запрета деятельности всех еврейских организаций на территории России?

В истории с пожаром на Караванной пока больше вопросов, чем ответов. Потому что правоохранительные органы - те, от кого зависит, появятся ли вообще ответы, - пока пальцем не пошевелили, чтобы установить истину и найти виновных.

Со дня пожара прошел месяц, однако милиция и не думает заниматься этим делом

В 79-й отдел милиции Центрального РУВД погорельцы обратились в тот же день, 24 февраля. Ждали стражей порядка, но никто не приехал и искать преступников по "горячим" следам не стал. Перезвонили 25-го. В канцелярии отдела ответили, что заявление жильцов коммуналки передано участковому Александру Дорошину, что он должен рассмотреть его в течение месяца. Но участковый не появился.

На всякий случай соседи Кураса связались с пожарными дознавателями, работавшими на месте происшествия. Те ответили, что все необходимые бумаги (где сказано, что это был именно поджог, а не, скажем, неосторожное обращение с огнем) они отослали в милицию 4 марта. Снова обратились в 79-й отдел - и снова никакой реакции. У участкового, по всей видимости, есть дела поважнее какого-то там поджога - со дня происшествия прошел уже месяц, но он так и не заглянул к пострадавшим. А ведь шансы на то, чтобы найти и изобличить преступников, уменьшаются день ото дня.

Наша газета не раз рассказывала о реакции милиции на преступления, имеющие отношение к "национальной" почве, о том, как эта почва благополучно менялась на "бытовую" или "хулиганскую". Но выясняется, что это еще удачное развитие событий - хоть делают что-то, расследуют. Особенно когда речь идет о делах, получивших широкий резонанс и освещенных в средствах массовой информации. А тут чего напрягаться - по телевизору погорельцев не показали, никто ничего не знает - значит, вообще можно закрыть глаза.

Но Курас отступать не собирается. Возмущенный реакцией правоохранителей и, как следствие, безнаказанностью преступников, он пишет и рассылает обращения с просьбой о помощи - губернатору города Матвиенко, полномочному представителю президента в округе Клебанову, депутату ЗакСа Гольману, депутату Государственной думы Шелищу. И надеется, что кто-то из них откликнется, что милиция, наконец, займется тем, чем должна заниматься, что будут пойманы те, кто разжигает национальную ненависть и поджигает дома.

Мы будем внимательно следить за этой историей и обязательно еще вернемся к ней.

Смотрите также: