17 марта в Театре им. Ленсовета пройдет юбилейный вечер художественного руководителя Владислава Пази. На следующий день будет дана одна из последних премьер - "Оскар и Розовая дама" в постановке Пази. 27-го сыграют еще один его новый спектакль "Приглашение в замок".
- Эти ваши постановки совершенно разные: драма о мальчике Оскаре - моноспектакль Алисы Фрейндлих, а "Приглашение в замок" - комедия, в которой занята чуть ли не вся труппа. У меня два вопроса: это вы уговорили Фрейндлих вернуться? И в чем особенности работы над спектаклями?
- Алису Бруновну - конечно, я уговорил, кто же еще? Работать с Фрейндлих - наслаждение, она идеально дисциплинированный артист, абсолютный профессионал. Не было случая, чтобы пришла неподготовленной, хоть на полминуты опоздала. Трудность в том, что "Оскар" - трехчасовое зрелище, актриса на сцене одна, надо было найти ход, внутренние решения. "Приглашение в замок" - более привычная работа, комедия, внутри которой, правда, заложена печаль. Так как занято много актеров, то есть сложности по части формы, точному существованию в жанре.
- Как театр переживает потерю звезд - Хабенского, Пореченкова, режиссера Бутусова? Да и актрису Камчатову "украл" Максим Леонидов.
- Идет нормальный процесс, у нас же не крепостное право. Нет этих звезд, есть другие. Или станут таковыми. Сашу Камчатову Леонидов не "украл" насовсем, для него она - жена, мать ребенка, для нас - актриса, уже вернувшаяся на сцену. Бутусов - один из лучших режиссеров, но в Петурбурге ему негде было жить и он не имел возможности купить квартиру. Мои обращения "в верха" с просьбой помочь не возымели результата. Ну и Юрию поступили из Москвы очень интересные предложения - когда возникает возможность сделать спектакль с таким актером, как Константин Райкин, грех отказываться. Я сам время от времени ставлю в других местах.
- И какие работы были самыми интересными?
- В прошлом году ставил в Италии оперу Прокофьева "Обручение в монастыре", которую делал в свое время в Мариинском. В Португалии поставил недавно переведенного там "Игрока" Достоевского. Артисты постигали новый для себя материал, но они оказались очень подходящими к Достоевскому: страстные, с хорошей нервной возбудимостью. Авторитет нашей театральной школы очень высок. Все считают, что русские знают особый секрет, и хотят к нему приобщиться.
- Именно в вашем театре был штаб фестиваля "Новая драма". Не побоялись пригреть бунтарей?
- Да, шуму и шухера было много, но много и интересного. Осенью снова проведем фестиваль. Надеемся, что новое будет рождаться в наших стенах.
- Вы петербуржец, но большую часть жизни работали в других городах. Почему?
- Когда я заканчивал институт, надо было уезжать, если хочешь самостоятельно работать. Потому что существовала система: один режиссер - один театр, так что ты мог быть только подмастерьем. Я считаю, что молодым и сейчас стоит уезжать, но теперь можно ненадолго: поставил спектакль - вернулся. Сейчас к молодым режиссерам гораздо больше внимания, чем к "немолодым" (улыбается). Ну а я подолгу работал во Владимире, в Мурманске, во Фрунзе (это нынешний Бишкек), а в Театре Ленсовета - только последние девять лет.
- Как относитесь к "юбилейным торжествам"?
- Они смущают большим вниманием к моей персоне. Правда, так случилось, что сам себе сделал подарок - написал книжку "Театральный транзит", в которой рассказываю о "допетербургском" периоде творческой жизни.
- А кто сыграл решающую роль в выборе пути?
- Владимир Петрович Поболь, у которого я занимался в доме пионеров Смольнинского района. Я собирался в актеры, а он сказал - "нет, тебе надо в режиссуру".
Смотрите также:
- «Я свободна, за это меня и не любят». Светлана Крючкова о театре и семье →
- Как сбросить шелуху. Валерий Никитенко о смехе и «коварном жанре» →
- "Моя амбиция - хорошо сыграть" →