Проверки на дорогах (17.05.2005)

   
   

В России нет ни одного закона, согласно которому граждане должны постоянно иметь при себе паспорт. Однако это уже давно не мешает стражам порядка останавливать нас, когда им заблагорассудится, и требовать "предъявить документики".

Вообще-то, спрашивать паспорт "просто так" милиционеры не имеют права. Согласно Закону "О милиции" и Уставу патрульно-постовой службы, это возможно только в случае, если у правоохранителей имеются "достаточные основания подозревать в совершении преступления или административного правонарушения". Но проверяют, конечно, безо всяких оснований.

Проверка документов постепенно перетекла в кражу

Роман А. (имя изменено, а почему, узнаете позже) шел ясным летним днем по своим делам. Вдруг перед ним тормознул автомобиль отдела вневедомственной охраны с тремя сотрудниками. Один из них, старшина, вылез из машины: "Ну-ка паспорт покажи!". Долго листал, сличал, вчитывался. А затем отдал документ владельцу, подозрительно быстро сел в машину и тут же уехал.

Спустя полчаса Роман, зайдя в банк поменять деньги, понял причину стремительности старшины. В обложке паспорта лежали 300 долларов (к сожалению, наш герой забыл об этом во время встречи со стражем порядка). Во время осмотра деньги исчезли - по всей вероятности, в момент, когда Роман отвлекся на подъехавшую маршрутку.

Что бы сделало в такой ситуации большинство из нас? Обругали бы мента-вора, зареклись носить деньги в паспорте и постарались поскорее забыть о случившемся. Но Роман поступил иначе - отправил жалобу прокурору района. Ее приняли, нашли того самого старшину (им оказался сотрудник ОВО Красногвардейского района Андрей Г.). Тот, естественно, клялся и божился, что никаких денег не крал. "А зачем остановил человека?" - "Я подумал, вдруг он нарушает паспортно-визовый режим, и решил проверить", - ответил тот. Райпрокуратура отписала Роману, что старшина чист и безгрешен, и привлекать его не за что.

В повторной жалобе Роман пытался обратить внимание на показания старшины: с какой стати проверкой паспортно-визового режима занимается патруль вневедомственной охраны? Предлог для проверки документов был надуманным, а значит, речь идет о превышении служебных полномочий. Однако районные прокуроры еще раз ответили отказом. А городская прокуратура по старой доброй традиции "спустила" жалобу в ту же районную:

Тем временем Роман посетил Управление собственной безопасности ГУВД. Там, надо сказать, к жалобе отнеслись внимательно, но помочь, увы, Роману не смогли: "Если бы вы сразу к нам пришли: А сейчас уже имеется отказ из прокуратуры, и у нас нет полномочий пересматривать решение".

Вот так закончилось это дело. Фамилию старшины мы не назвали потому, что "не пойман - не вор". А имя пострадавшего изменили потому, что во время одной из бесед с прокурорами старшина потребовал от них назвать фамилию, домашний адрес и телефон настырного гражданина (те отказались "сдать" жалобщика).

Далеко не каждый из нас готов противостоять милицейскому произволу

Историй, подобной этой, к сожалению, предостаточно. Удивительно все-таки: когда помощь нужна, милицию не дозовешься: "Не наш район", "Ничего не можем сделать", "У нас зарплата мизерная". А документы проверять и обыскивать - тут они впереди планеты всей на страже законности, прикрывшись "антитеррористическими мерами", забыв и про зарплату, и про территорию. Найдешь человека без паспорта или без питерской прописки - вот тебе прибавка к жалованью. А если еще в карманах порыться:

:"Ну и зачем нужна была вся эта морока? - спросит читатель. - Деньги не вернули, старшину не наказали". На самом деле толк от активности Романа все-таки вышел. Во-первых, начальники старшины не обрадовались всем этим прокурорским проверкам, пусть они ничего не выявили - кому нужен сотрудник, на которого строчат жалобы? Старшину предупредили: если еще что-нибудь такое случится, ищи себе другую работу. Во-вторых, ревностного борца за соблюдение паспортно-визового режима взяли на заметку сотрудники УСБ. Если со старшиной вновь произойдет какой-нибудь скандал, рассчитывать на снисхождение со стороны уэсбэшников уже не придется.

Забавно, что со старшиной все-таки "разобрались". Сделали это: его сослуживцы, с которыми в тот день он ехал в машине (об этом Роману со смехом рассказали в райпрокуратуре). Правда, дело здесь вовсе не в воровстве, а в том, что милиционер стащил деньги "втихую", не поделившись "кровно заработанным" с коллегами. В его компании такое, мягко говоря, не приветствуется.

Так вот в чем виноват и где "прокололся" старшина! Смешно? Не смешно. Абсурд этой ситуации как нельзя лучше диагностирует положение дел в милиции. Делай, страж порядка, что хочешь, только отстегивать не забывай да постарайся не попадаться. А то видишь, люди какие пошли, нет бы им в тряпочку молчать, так они законов каких-то поначитались, чего-то все рыпаются, жалуются, кровь портят. Да и прокуроры хороши, могли бы помочь, подкинуть адресок одного из таких шибко умных, чтобы растолковать ему, что к чему и кто в городе хозяин:

Не будем пускаться в морализаторство - мол, делай, как Роман, борись за свои права, глядишь, потихоньку что-то изменится. Изменится только в том случае, если надзирающие органы (в нашей истории - прокуратура) начнут действовать согласно закону: нельзя без видимого повода требовать документы. Мелочи? Все начинается с мелочей. Сначала "малый ментовский бизнес": "предъявите паспорт", "выверните карманы". А в конце - "оборотни" из МУРа, события в Бежецке и Благовещенске.

Смотрите также: