Областные Фениксы

   
   

Вам какой дворец больше нравится - с пустыми глазницами окон, заросший снаружи двухметровой крапивой, а изнутри метровой вонючей грязью, символизирующей свободный доступ кого ни попадя, - или свежевыкрашенный, с наборным паркетом, сияющей кровлей, белыми переплетами окон, лепниной, цветами внутри и снаружи, но... огороженный внушительным забором?

Здравый смысл подсказывает, что второй случай куда лучше первого, но протестует менталитет бывшего строителя коммунизма, привыкшего к декларациям о мире хижинам, войне дворцам. Как же так, мы тут привыкли ходить, как у себя дома, каждую доску полуоторванную знаем (сами отрывали), разве для того мы народную власть учреждали, чтобы народу запрещали ходить там, где он хочет?!

Возрождение усадьбы нравится не всем

Примерно так рассуждает наиболее горластая часть ненавистников забора, с прошлого года огораживающего территорию бывшей усадьбы Дылицы, что в поселке Елизаветино Гатчинского района. Их устраивало, что дворец и парк были практически проходным двором, где можно было жечь костры и весело проводить время у заглохших, замусоренных прудов. То, что усадьба Трубецких, памятник федерального значения, погибала безвозвратно, их волновало мало. Последний ее хозяин, фирма "Лето", подготовила было даже проект реставрации, но потом началась перестройка, и о дорогостоящей затее забыли.

Как только дворец и парк были взяты в аренду, поднялся страшный крик. Ведь новые владельцы - ООО "Петробилд" - осмелились обнести территорию бетонным забором. Его, конечно, в одночасье поставить было нереально, и как только стало ясно, что забор возведут, окрестные жители бросились пилить деревья в парке - ведь потом уже ничего не вынесешь. Президент "Петробилда" Елена Чепельникова не скрывает возмущения: "Они всю ночь валили деревья. Как весь парк не повалили - не понимаю". Порядочные люди в поселке, конечно, есть, но его позорят воры, которые по-прежнему норовят украсть из усадьбы хоть что-нибудь.

Дворец и парк взяты в аренду на 49 лет - как федеральная собственность. В первые годы "Петробилд" не только собирается привести в порядок эту территорию - и постройки, и парк, - но и учредить во дворце музей усадьбы Трубецких. К сожалению, новые владельцы сталкиваются скорее с противодействием их работе, нежели с пониманием и участием. Чиновники знают: если у фирмы есть деньги, значит, надо доить ее любой ценой. Вы тут помещение вскрыли, заваленное мусором? А нельзя без нас вскрывать, пусть оно и заваленное! И чистить без нас нельзя! И так далее. Сто "нельзя" на одно "можно".

Не вся территория усадьбы, находящаяся под охраной как единый комплекс, попала к "Петробилду". Часть помещений занимает ПТУ, которое когда-то квартировало и во дворце. Аренду платит государству "Петробилд", а держит свое добро в разрушающемся фольварке ПТУ. Восстанавливать надо фольварк, а как его восстановишь, когда там чужое добро? И Владимирская церковь осталась за забором. Детище знаменитого Саввы Чевакинского, образец барокко, она лежит в руинах много лет, но епархия заявила, что хочет сама ее восстановить, воспротивившись желанию "Петробилда" заняться и храмом. Как церковь "восстанавливается" - может видеть каждый, кто мимо проходит. Главка давно пробила прогнившие леса, упала внутрь и лежит там, напоминая отрубленную голову. Наверное, это, с точки зрения верующих, по-божески.

Полковые плотники построили храм

Реставрация Дылиц частной фирмой - это пока единственный пример на всю область (мелкие объекты не в счет). Да, новый хозяин будет жить в спасенном им дворце по-хозяйски. Но, между прочим, при Трубецких так оно и было. А вот когда все колхозное, то есть ничье, получается чаще всего скверно. Вот другой пример, печальный.

Есть в Лужском районе поселок Осьмино. Вырос он из старинного села Восьмина Гора, стоящего на крутом берегу реки Сабы. И был там деревянный трехглавый Георгиевский храм с колокольней, построенный, по преданию, полковыми плотниками войска Меншикова, когда он выгонял шведов с нашей территории в 1700 году. Плотники сработали быстро, три месяца - и церковь готова. Большая она была, красивая, и дожила в таком виде до воцарения советской власти. Быстро свернули храму и три главки, и колокольню, сделали там клуб, но сруб все еще стоял. И, наконец, не выдержав времени и варварского отношения, стал разрушаться. Обрубок здания тем временем вернули немногочисленным верующим, которых и грозил завалить старый сруб.

Архитектор-реставратор Евгений Варакин из НИИ "Спецпроектреставрация", приглашенный в Осьмино, схватился за голову: можно было только разобрать, аккуратно промаркировав, эти венцы и сложить до лучших времен. Деньги на обследование и демонтаж дал местный дачник Юрий Степанов, неравнодушный человек, спасибо ему, а государство ни копеечки не выделило, хотя церковь числится памятником местного значения. Надеяться на местный приход Варакин не может - здесь одни старухи и бедные матери-одиночки. Снова просить Степанова - уже как-то и неприлично, это же не его личная церковь. Вот и ждут реставраторы: может, подкинет местная власть что-то на восстановление церкви, поставленной когда-то во славу русского воинства?

Смотрите также: