Немного у нас найдется пенсионеров, которые могут позволить себе съездить за границу. Размер пенсии мысли эти убивают в зародыше. А вот петербуржца Юрия Нельмина отсутствие денег не остановило. Целый год он путешествовал по Европе, потратив чуть меньше 200 евро. За это время он побывал почти во всех европейских столицах, преодолев более 15 тысяч километров. Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Голландия, Бельгия, Франция, Испания, Италия - все эти страны Нельмин проехал на велосипеде.
Поставил ребенка на ноги, сам сел на велосипед
Юрий Нельмин - путешественник со стажем, да и к велосипедному седлу привычен. Первый свой велопробег он совершил по "Золотому кольцу", когда ему было всего 15 лет. С тех пор и ездит на велосипеде по России. Добирался аж до Новосибирска, а вот за границу попал впервые.
- С детства хотел увидеть своими глазами те места, о которых нам на уроках географии рассказывали, - говорит Юрий Нельмин. - Европа ведь колыбель нашей истории. Испанцы, скажем, Америку открыли. Рим оказал огромное влияние на европейские страны. Любопытно, что в современной Италии следы той "римской" культуры заметны меньше, чем в северных странах. Там они как будто бы "заморозились". Увидев первоосновы, начинаешь лучше понимать историю.
В заграничное велотурне Юрий Григорьевич отбыл еще в августе 2004 года. Он бы и раньше рванул, но не отпускали из дома семейные заботы. Нужно было ребенка на ноги поставить. А теперь, когда сын уже вырос, но не успел еще обременить папу внуками, решил Нельмин, что пора исполнить свою детскую мечту. С домашними Юрий Григорьевич свои планы не обсуждал. Подумал, что идею его могут, мягко говоря, не одобрить, просто поставил их перед фактом и уехал.
"Инопланетянин" и аборигены
- Велосипед я выбрал потому, что это весьма демократичный вид транспорта, - продолжает Юрий Григорьевич. - В отличие от автомобиля, где имеются стекла, тут ты ничем не отделен от народа. Такой же прохожий, как и все, только чуть более мобильный. К тому же, путешествуя на велосипеде, тебе не нужно покупать бензин, а представьте, сколько бы его потребовалось, чтобы проехать 15000 километров. Так что деньги приходится тратить только на еду.
От обычных туристов дикий собрат отличается тем, что очень рационально использует имеющиеся дензнаки, считая буквально каждый цент. Нельмина же можно смело назвать эталоном бережливости. За год своих скитаний по Европе он потратил всего 180 евро. И хотя большую часть этой суммы он извел на еду, питался Юрий Григорьевич более чем скудно. На два-три дня покупал лишь батон и литр молока. И если бы велосипедиста не подкармливали по дороге местные жители, путешествие могло закончиться гораздо раньше и совсем не так удачно.
- Им, как обычным людям, живущим рутинной жизнью, интересно было встретить свежего человека, - рассказывает Юрий Нельмин. - Узнав, что я из Петербурга, меня начинали считать едва ли не инопланетянином. Ждали каких-то фантастических историй о моей планете. Я и "развлекал" местных жителей рассказами о нашем городе, а они в ответ благодарили меня. Кто бутербродами угостит, кто в дорогу колбаски даст, а кто и переночевать предложит.
На постой Юрий Григорьевич останавливался крайне редко. От приглашений отказывался, чтобы не стеснять хозяев. Многие ведь приглашают просто из вежливости. Да и график движения не хотелось нарушать, а любой ранний подъем - новые неудобства для принимающей стороны. Поэтому Нельмин, даже поужинав с хозяевами, чаще всего сразу же договаривался, что ночевать будет самостоятельно.
- Из снаряжения у меня была тентовая палатка, спальник да старый чемодан, где лежали пожитки, - вспоминает Юрий Нельмин. - Одежду я старался носить весьма скромную, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимания. Очень не хотелось, чтобы у кого-нибудь возникло ощущение, что мне есть, чем делиться:
Силы остались, да виза кончилась
Впрочем, опасался Юрий Григорьевич напрасно. За год странствий никто даже не пытался его обидеть. Напротив, люди попадались все больше хорошие, можно даже сказать, душевные. А вот с техникой у путешественника проблемы были. Норвежский дорожный велосипед, на котором Юрий Григорьевич покинул Петербург, в конце концов, сломался. Прошлось купить новый "байк", но через какое-то время с ним тоже стали возникать сложности. Только заднее колесо Нельмину приходилось менять дважды, оно просто не выдерживало нагрузок. Не говоря уже о более мелком ремонте.
И все же вернуться в Петербург Юрий Григорьевичу пришлось вовсе не из-за того, что сломался велосипед или закончились деньги. Кстати, 20 евро он еще умудрился привезти обратно. Путешественник побоялся проблем с законом.
- Виза была оформлена лишь на месяц, у меня просто не было денег купить ее на более длительный срок, - объясняет Нельман. - Словом, большую часть маршрута я проехал с просроченной визой. А вот когда стал подходить к концу срок действия паспорта, решил не усугублять. Меня и так на три года лишили возможности посещать "шенген". Но я сознательно шел на это, понимая, что в ближайшее время у меня вряд ли будут деньги, чтобы повторить такую поездку. А когда смогу накопить требуемую сумму, глядишь, и срок наказания истечет. Я бы, честно говоря, с удовольствием еще раз проехался тем же маршрутом. Слишком многое осталось "за кадром". А еще хотел бы посмотреть Китай или, скажем, Америку.
Р. S. Возможно, иной читатель-домосед, прочитав эту статью, лишь покрутит пальцем у виска. Мол, чего это Юрию Григорьевичу дома не сидится. Но мне кажется, что ближе к истине оказался один пенсионер из города Лимож, с которым Нельмин познакомился во время своего путешествия. "Завидую я тебе, - сказал француз. - Ты смог вырваться из "семейного болота" хотя бы на один год. Ты свободен, как птица, наверное, это чувство опьяняет!"
Смотрите также:
- «Я наемник, а не ассенизатор». Александр Невзоров о свободе и бедах России →
- Российский маятник. Улицкая и Сокуров о родине, генофонде и альтруизме →
- Олег Гаркуша: «Мы никогда не халявничаем» →