Малый драматический театр - Театр Европы открыл новый 61-й сезон. Но так как в этой труппе новое вызревает подолгу (вот уже два года идут репетиции "Короля Лира" и спектакля по книге Гроссмана "Жизнь и судьба"), художественный руководитель театра Лев Додин начал рассказ о новом сезоне с прошлого. И не только с предстоящих премьер.
Знает ли Берлускони о Ранкони?
- Прошлый сезон мы завершили гастролями, полтора месяца показывали в разных городах Англии "Дядю Ваню". Ощутили удивительный интерес критики и зрителей - некоторые люди переезжали с нами, чтобы еще раз увидеть спектакль.
Успешными были гастроли в Москве с "Братьями и сестрами". Мы расцениваем это как доказательство жизнеспособности спектакля, самой идеи, по которой произведение не быстро изготавливается и быстро умирает, а долго и трудно рождается, но зато в определенных условиях - долго живет. Спектакль воспринимали как свежий и те, кто видел раньше, и огромное количество молодой публики.
Нам кажется важным напоминать о принципах и возможностях существования серьезного художественного театра. Сегодня с таким театром - проблема во всем мире. На крупнейших театральных фестивалях по пальцам можно пересчитать количество драматических спектаклей. Так, на Авиньонском их было не больше двух. Понятие спектакля как сложного комплекса - диалога человека с самим собой, с обществом, осознание себя в потоке вечности - уходит, как и культ актерского и театрального труда. Очень сильна атака зрелищного, представленческого стиля, шоу. Массовая культура, по сути, становится почти единственной, проникая в драматический театр, оперу, кино.
В связи с этими тенденциями особое значение имеет грант президента для развития российского драматического искусства. То, что в числе "детей капитана Гранта" оказался и МДТ, даже немного удивительно. Для нас это важно, как признание нашего метода жизни и работы. В Европе внимание со стороны властей и общества к драматическому искусству ослабло, даже в такой стране, как Италия, где по традиции театр занимал выдающееся положение и был частью национального самосознания. Так получилось, что я летал на встречу с президентом из Италии и когда потом рассказывал о ней, итальянцы удивлялись и говорили, что им не представить, чтобы Берлускони встретился с Ранкони, знаменитейшим режиссером. Они даже не убеждены, что Берлускони знает о существовании Ранкони.
От Шекспира до ГУЛАГа
- Второй год продолжаем репетировать "Короля Лира". На мой взгляд, это самая лучшая и самая современная пьеса Шекспира. Никакая другая драматургия, за исключением, может быть, чеховской, не дает возможности такого погружения в себя, размышления над сущностными проблемами бытия. Шекспир провоцирует артистов на новые "объемы" мышления, нервов, темперамента. Поэтому нам так важен сам процесс, но, конечно, хотелось бы, чтобы он кончился встречей со зрителями. Возможно, это произойдет в середине сезона. Лира репетирует Петр Семак, его дочерей - Ксения Рапопорт, Елена Калинина и Елизавета Боярская.
Со студентами второй год занимаемся книгой Гроссмана "Жизнь и судьба". Идет познавательно-исследовательский педагогический процесс. Молодые люди всерьез увлеклись историей, документами, архивами.
Мы уезжаем со студентами в Норильск, где совершим паломничество по местам бывшего ГУЛАГа. В России, к сожалению, мемориального значения этому не придано, все разрушено. Мы хотим найти эти бараки - даже на вертолетах планируем передвигаться - и побыть в них. Нужно разбудить наше воображение, потому что оно сонное. И в октябре этой же группой поедем в Освенцим - поскольку действие книги происходит во время войны в Советском Союзе, лагерях ГУЛАГа и немецких концлагерях. В Освенциме нам обещают дать возможность пожить на территории лагеря, порепетировать.
Молодые люди уже сегодня понимают на эту тему гораздо больше своих родителей, и, как выяснилось, большинство родителей - сталинисты, жестко реагируют на правду. Причем вне зависимости от социального положения - от пролетария до бизнесмена, а художественная интеллигенция даже не хочет вникать. Вот такой получился скол общественного самосознания. Ну, а спектакль встретится со зрителями, возможно, в конце сезона.
Когда спрашивают, не труднее ли мне лично с возрастом понимать молодежь, я отвечаю, что нет. Молодые, конечно, гораздо более свободные, искренние, притом такие же необразованные, как предыдущие поколения. Но у них есть огромная наивность, стремление к познанию, к труду. Разговоры о "поколении "пепси", так же, как о том, что "публика-дура, ей нужна всякая мура", - это освобождение себя от ответственности, от необходимости этим молодым людям или этой публике предъявить что-то серьезное.
Конечно, с молодыми иногда возникает непонимание на уровне: языка. Мой заместитель Валерий Галендеев специально изучает молодежный сленг.
В октябре начнет репетировать пьесу Лорки "Дом Бернарды Альбы" для Камерной сцены мой ученик Юрий Кордонский, который теперь живет в США. Премьеру ждем в январе. Уточняем название пьесы, которую будет ставить Владимир Туманов. Ведем переговоры о постановке с Анджеем Вайдой, пригласили Питера Брука показать в Петербурге один из своих спектаклей. МДТ как Театр Европы будет предоставлять свою сцену для высказываний ведущих европейских режиссеров.
Смотрите также:
- Лучшие из глубинки. Провинциальные театры едут в Петербург →
- Мария Романова: «Театр - дело молодых» →
- Свежим "Лягушкам" - две тысячи лет →