23 и 24 июня, а также 2 июля "Наш театр" на сцене Театра эстрады покажет премьеру комедии Аристофана "Лягушки". Не часто петербургские труппы обращаются к произведению, написанному две с половиной тысячи лет назад. Поэтому первый вопрос: что же в нем привлекло? Вот как отвечает режиссер, художественный руководитель "Нашего театра" Лев Стукалов:
- Прежде всего это превосходный материал для театральной игры, для актеров и режиссера. Разнообразный по жанрам, в нем смешались фарс и трагедия. Если кто-то думает, что античный театр - это скучища, то я каждый раз изумляюсь, какой это чудесный живой театр. Это мощное изобретение, которое не зря дожило до нынешних времен.
- Обычно режиссеры ссылаются на современность материала...
- Классика на то и классика, она всегда современна.
- И все-таки у нас боятся ставить античные пьесы.
- Ну и правильно боятся! Я так формулирую: если режиссер берет материал такого сорта, важно, чтобы он к этому произведению поставил правильные вопросы, искал правильные ответы, и тогда все сойдется. Но я часто наблюдаю, что даже вопросы не могут задать.
- Какие же это вопросы?
- К примеру, что делать со стихом. С материалом, который требует такого актерского аппарата, которого давно уже нет. У нас в театре ребята молодые, а здесь бы не помешал опыт. Ну, стараемся.
- Все-таки вы взялись за рискованный проект.
- Мы делаем веселый спектакль, с музыкой, танцами. Мы - театр демократический, общедоступный, не гонимся ни за элитарностью, ни за авангардом. Театр должен открыто входить в сердца зрителей через уши и глаза. А то ведь может быть умно, тонко, но связи не возникает.
- Не знаю уж, как жил театр в античные времена, но знаю, что ваша труппа существует на голодном пайке.
- Мы организовались четыре года назад из моего курса Театральной академии, как подразделение "Петербургконцерта". У нас нет ни помещения, ни хозяйства, ни специалистов, даже своего телефона! Артисты все делают сами, репетиционную базу арендуем. А так как "Петербургконцерт" в этом году не получил от Комитета по культуре ни копейки, то и мы - тоже. Премьера уже на выпуске, денег не дают, предлагая ждать следующего года. Но это все равно что женщина начинает рожать, а ей говорят - надо отложить на год. Сами изыскиваем средства, более того, репетируем еще один новый спектакль - "Мою старшую сестру" Володина.
- Из античных времен известно слово "меценат", из более современных - "спонсор"...
- Ни меценатов, ни спонсоров никогда не видел. Чтобы работать в нашем театре, актеру требуется особая группа крови. Этот стиль жизни - когда с утра до вечера здесь, за скромную зарплату - для девяти из десяти молодых не приемлем. Он для тех, кто больше ничем не хочет заниматься.
- Но зато у вашего театра большие успехи: чуть ли не каждый спектакль выдвигается на премии.
- Отрадно, что из ста премьер в городе не обошли вниманием "Женщину в песках", оценили как "Лучший спектакль на большой сцене". Но когда выдвигаешься с БДТ, МДТ и Александринкой... Неоднократно наши актеры номинировались на "Лучшую мужскую роль", Андрей Смелов в "Игроке" получил премию за дебют.
- В наше время лучше, если в театре есть актер, известный по сериалам...
- Мне кажется, театр не должен этому потворствовать, это путь к одичанию публики. Мы - серые ишачки, которые должны тянуть культурную жизнь города, чтобы одичание не наступало так быстро. Нужно же что-то делать! А то нашли антрепризную форму, когда собираются артисты на один спектакль, - и провозгласили ее будущим театра. Антеприза удобна для зарабатывания денег, только одна беда: к искусству театральному все это не имеет ни малейшего отношения.
25 и 26 июня в 12 часов театр проводит просмотр актеров в труппу на репетиционной базе: пр. Добролюбова, 1, во дворе. Справки по тел. 316-49-68.