С 26 февраля по 15 марта в Петербурге показывает свои лучшие спектакли Московский художественный театр им. Чехова. Это самые грандиозные гастроли труппы за последние десятилетия! Перед открытием с журналистами встретился художественный руководитель театра Олег ТАБАКОВ.
Победы
- Мы к вам пожаловали с репертуаром из 17 названий, которые будут даны 27 раз, - рассказал Олег Павлович. - По нынешним временам шаг беспрецедентный, я имею в виду протяженность, а не художественную сторону. (Улыбается.) Хотя, мне кажется, человек доброжелательный в каждом из спектаклей найдет радость.
Театр наш красен постижением смысла произведения, постижением автора. Не всегда, но такое случается. Вот это и привезли. Проблематика спектаклей разная - от вселенских масштабов Майкла Фрейна в "Копенгагене" до жизни малой усадьбы в "Старосветских помещиках" по Гоголю, от трагической литературы Виктора Астафьева в "Пролетном гусе" до мелодраматической "Последней жертвы" Островского. И так называемая "новая драма" присутствует - "Изображая жертву" братьев Пресняковых, "Осада" Гришковца.
Выбрались мы к вам и для того, чтобы представить актеров, у которых есть несомненные победы. Я вот прихожу на спектакли, смеюсь, а иногда и плачу. Когда актер хорошо играет, испытываешь радость от свершений, которые происходят на твоих глазах. И режиссуру вам представим. И, конечно, надеемся прирасти зрителем. Театр и зритель - это роман: встретились, не разочаровали друг друга, есть желание встретиться вновь. Театр без зрителя не существует, только шарлатаны и дураки могут говорить: "Да наплевать, сколько там, в зале, я с Богом разговариваю напрямую".
Отцы-основатели называли наш театр художественным, а порой - общедоступным. Будем поражать зрителей Петербурга!
Просвещенный абсолютизм
- Как отношусь к критическим статьям? Они меня не интересуют. Руковожу театром я, а не критики. И не суждения критиков заставили меня снять некоторые спектакли с репертуара. Но все-таки я человек любознательный, вот утром иду в туалет, и с изданиями знакомлюсь. Я один из самых читающих художественных руководителей!
Кстати, когда пришел в театр четыре с половиной года назад, он был в состоянии беды. На глубокие мысли и философствование времени не оставалось, нужно было просто подставить плечо. За это время подготовлен 41 спектакль, вернулся зритель. Чем я горд, так это днями предварительной продажи, когда с восьми утра при температуре минус 12 у театра стоит очередь человек в 250-300. У вас это бывает в городе? Нет? Мерзлявый, значит, у вас народ:
Многие продолжают волноваться, почему из названия театра я убрал - "академический". Думаю, что это прилагательное менее всего подходит к театру. Вот мой отец работал в академическом учреждении, в НИИ. Там в лаборатории они лет семь-восемь добивались какого-то препарата, потом его на мышах испытывали, на приматах, потом уже и людям что-то доставалось. Еще мне говорят, мол, в академических театрах актерам больше платят. Да бросьте вы! Это зависит от заработка театра. От желания зрителя приходить и платить определенный взнос.
Есть ли в труппе острые проблемы? Никаких! Придя в театр, я распустил совет старейшин, совет по делам молодежи, художественный. Ну, само собой, парторганизацию. Профсоюзная номинально существует, но содержим ее мы, театр. Демократия была уничтожена в зародыше. Просвещенный абсолютизм! (Улыбается.)
"Халтура"
- Многих артистов нашего театра зовут в кино, в сериалы. Я отношусь к этому хорошо. И даже организовал структуру, которая будет представлять интересы актеров в халтурах. Это не бранное слово. Константин Сергеевич Станиславский писал Вишневскому: "Уважаемый Александр Леонидович! Я согласен принять участие в вашем халтурном спектакле "Дядя Ваня" в Клину, этот день у меня свободен". Ну, зарабатывали люди.
Наша новая структура будет представлять интересы актеров перед работодателями, чтобы, во-первых, получить по возможности большие гонорары, во-вторых, чтобы театр имел оброк со своего работника. Оброк небольшой, сообразный с той ничтожной оплатой труда, которую государство предлагает актерам. Это просто упорядочивание отношений и желание, чтобы актеры сохраняли достоинство.
Деньги пойдут актерам же - иногда кто-то болен, кто-то подолгу не работает, тем не менее получает фиксированную заработную плату не менее 12 тысяч рублей.
...Меня называют хватким и цепким, рассуждают, есть ли среди других театральных руководителей конкуренты. Боюсь, нет! (Улыбается.)
Он живой!
- Где еще мы намерены гастролировать? На востоке! Поеду ли на Эдинбургский фестиваль? Не поеду! Был, всему свое время. Как говорил граф Голенищев-Кутузов, нам на эту Европу: Это я шутю, конечно, полемизирую с нашими театральными летописцами. Но, в самом деле, наш театр интересуют Самара, Саратов, Нижний Новгород, Иркутск, Владивосток. Вот мы гастролировали в Новосибирске, там были очень нежные сердечные моменты. Когда молодой человек говорит: "Я теперь буду ходить в театр!" - что может быть выше?
В Тольятти был горячий прием, вызывают Безрукова, всеобщее "Ах!". Уж после этого, кажется, ничего не может быть, но все-таки вызвали и меня. Одна девочка кричит: "Мама, посмотри, он живой!"
:Я легкомыслен, в силу того что артист я комический, и более веселенького, более замечательного занятия, чем театр, не знаю.