Семен АЛЬТОВ: "Коммерческий юмор крутится как мясорубка"

   
   

Хотя телевидение и закармливает нас юмористическими передачами, встречи с сатириками "вживую" продолжают вызывать интерес. Телевизионный юмор для многих неприемлем, а концерт дает возможность выбрать своего автора-исполнителя. Особое место на эстраде всегда занимал Семен Альтов.

Везде "Кривое зеркало"

- За долгие годы я добился того, что люди знают, на кого идут. Очень многие на меня не ходят - спасибо им за это! Они не мучают себя и меня. Сейчас публику приучают к коммерческому юмору - шутка следует за шуткой, и поскольку этот монолог лишен мысли, он крутится бесконечно, как мясорубка. У меня юмор немножко другой, я считаю, что текст должен кончаться там, где кончается мысль. Мне очень важна информация, а если мысль еще и парадоксально высказана - вот это самому доставляет удовольствие. И потом, я не очень "ковыряюсь" в современной жизни, мне интереснее говорить о том, что вне времени.

- Все-таки российский юмор не совсем погублен коммерцией?

- Да, иногда на сайт авторы присылают мне вещи очень даже ничего. У них такое же отношение к юмору, как у меня. Помню, в молодости в "Клубе 12 стульев" "Литературной газеты" был такой потрясающий редактор Суслов, он всегда спрашивал, даже об афоризме: "Про что?" Ну, а когда "ни про что", тогда это шоу.

- Мне кажется, телевидение стало пытаться разнообразить юмористические передачи.

- Да, на ТНТ появилась довольно современная "Комеди Клаб", на Региональном ТВ - "Дорогая передача": ребята придумывают и разыгрывают коротенькие новеллы - уровень хороший, вкус есть. Но зато наши главные каналы: "Кривое зеркало" перешло на "Россию", но права остались на "Первом". И они включают передачи стык-в-стык, это классический пример контрпрограммирования. А у зрителей начинает кружиться голова: по всем каналам прыгают одни и те же люди.

- Иногда вы выступаете по ТВ, нет ли планов собственной передачи, вроде "Дежурного по стране" Жванецкого?

- У Жванецкого гениальная передача, мне, кстати, вначале предлагали подобное, но я отказался, потому что я не импровизатор. А теперь созрела идея программы на РТР, которая будет, наверное, называться "Глядя на ночь" и идти раз в неделю в определенный день после вечерних новостей. Несколько лет тому назад что-то в этом роде уже было. Так во многих городах ко мне подходили люди и говорили, что "когда после всего этого кошмара дня смотришь вас минут 5-10, засыпаешь спокойно".

Жизнь уходит под землю

- На нашей эстраде когда-то было много популярных авторов-исполнителей. Остались единицы. За счет чего вы держитесь вот уже столько лет?

- Да за счет того, что продолжаю работать. Можно, конечно, как артист оригинального жанра, который кидает и ловит сигару, прожить с этим номером всю жизнь. Но люди ждут от меня нового, и я их ожидания, вроде бы, не обманываю.

- Хоть вы и не бытописатель, с жизнью народной знакомы?

- Знаю, сколько стоит жетон в метро не только в Петербурге, но и в Москве. Кстати, там в метро сейчас можно встретить много известных людей, поскольку передвигаться на автомобиле практически невозможно. Жизнь постепенно уходит под землю.

- В этой фразе чувствуется сюжет для рассказа.

- Сюжеты, которые приходят в голову, я записываю, но почерк такой чудовищный, что не всегда сам могу разобрать. Первые три буквы пишу внятно, а дальше какой-то странный хвостик. Причем то, что не расшифровать, кажется самым главным. Иногда приходится перефантазировать или возникают какие-то неожиданные толчки мысли. Получается, что раскрутка всех этих коротких записей и есть момент творчества.

- Так у вас всегда с собой блокнотик?

- Нет, бубню под нос. Я знаю, что, если несколько раз про себя повторить, это уже фиксируется.

- Почерк улучшить пробовали?

- Поздно, я вот компьютер освоил. Мне невестка инструкцию написала: это нажимать, это нет, об этом забудьте. И все равно пару раз жена, зная что мы дома вдвоем, удивлялась: "С кем это ты ругаешься?" А это с компьютером. Как-то надо было распечатать рассказик, так принтер мне все время выдавал первую страницу. Весь пол был устлан. Я всегда чинил бытовые предметы так: брал молоток и: Но тут боюсь, злюсь, ругаю производителей, а оказывается, что-то не так включил. О компьютере у меня рассказов нет, опасаюсь, что он мне этого не простит. Но все эти бытовые предметы унижают человеческое достоинство!

Писатель или артист?

- Интересно, вашим внучкам передалось чувство юмора?

- А как же! Я уже пару историй, связанных с ними, рассказываю. Жена приехала с ними в Эстонию, спрашивает у младшей, пятилетней Вари: "Ты знаешь эстонский язык?" - "Нет". - "А что же ты здесь будешь делать?" - "Молчать". Бывает, они мне что-то рассказывают, а потом заявляют: "Напиши из этого смешное". У них очень своеобразный детский взгляд на то, как делается смешное.

- У многих взрослых тоже.

- Да, не могут, к примеру, понять элементарную вещь, что я не актер. Поражает, когда просят: "Исполните что-нибудь из Жванецкого!" Или удивляются: "Это вы и в жизни разговариваете таким голосом?" Кстати, о голосе. Недавно был на какой-то вечеринке, все немного выпили, ко мне приближается женщина, и я уже догадываюсь, что будет. Она прижимает меня в углу: "Я балдею от вашего голоса. Почитайте нам что-нибудь". - "Я без бумажки ничего не помню". Она оглянулась и прижалась еще тесней: "А лично мне на ушко сосчитать до десяти можете? Умоляю!"

Смотрите также: