Хореограф делает музыку зримой

   
   

27 октября в Театре им. М. П. Мусоргского состоится юбилейный вечер, посвященный 70-летию художественного руководителя балета Николая Боярчикова. Вся жизнь Николая Николаевича связана с этим театром, сюда он пришел после окончания училища, здесь стал известным танцовщиком, а потом и хореографом: его спектакли "Царь Борис", "Макбет", "Тихий Дон", "Петербург" - заметное явление в отечественном балете. Правда, в 70-х годах в Ленинграде сложилась такая обстановка, когда и в искусстве начался застой. С 1971 по 1977 годы Боярчиков был главным балетмейстером Пермского театра, вернувшись, возглавил родную труппу.

- Николай Николаевич, признайтесь: сложно существовать на фоне Мариинки?

- Мы никогда не существовали "на фоне Маринки", мы всегда избирали свой путь, имели свою аудиторию. Правда, в последние годы рынок увел большую часть публики к шоу. На мой взгляд, расцветает тип нового мещанина: он и слышать не хочет о просветительских идеях, которые призвано нести искусство. А у нас почти нет возможности создавать новые спектакли, на чем поднаторел русский балетный театр, когда вместе работали либреттист, композитор, хореограф. Триада распалась, в хореографии очевиден кризис. Сейчас не пишут музыку для балета - у театра нет денег оплатить работу. Молодые талантливые хореографы появляются, но кто же рискнет дать постановку дебютанту! Любое балетное предприятие - оно дороговато. А без новых спектаклей невозможно жить. Вот императоры театры содержали. Но должен сказать, что и во всем мире в балете чрезвычайно мало интересных событий. Сейчас я вижу свою задачу как главного балетмейстера в том, чтобы сохранить высокий исполнительский уровень, тщательно, с приближением к подлиннику, реставрировать и сохранять классические спектакли. Мы всегда сотрудничаем с Кафедрой хореографии Консерватории, где накоплен большой опыт.

- Вы ведь профессор Консерватории, заведующий этой самой кафедрой, что вы делаете для молодых?

- Мы провели конкурс хореографов, посвятив его Федору Лопухову. Сейчас придумали новый - "Агон", что переводе с греческого - "состязание", но Министерство культуры не поддержало, хотя в России нет ни одного конкурса хореографов. В декабре во второй раз проведем в Малом зале Филармонии концерт "Зримая музыка": студенты-композиторы пишут музыку, студенты-музыканты исполняют, студенты-балетмейстеры ставят номера. Я надеюсь, что в нашем театре молодой хореограф Оксана Галкина поставит балет "Мастер и Маргарита", музыку согласился написать Андрей Павлович Петров, у которого уже есть одноименная сюита. Но в этом сезоне не получится, в театре ввели новую систему: чтобы сделать декорацию, мы должны объявить тендер, который длится 11 месяцев!

- А ваши творческие планы?

- Задумки есть, но пока будешь искать спонсоров, все силы растеряешь. Совместно с Марком Розовским давно написан сценарий балета "Тринадцатый апостол" о Маяковском, хотел бы сделать триптих по Гоголю - "Нос. Портрет. Шинель".

- Знаю, что ваш театр очень любят в Японии, вот и опять уезжаете. Что везете?

- А вы не догадываетесь? Я даже посетовал японскому продюсеру, мол, сколько можно "Лебединое озеро"? На что он ответил: "Лебединое озеро" - это для японцев как рис!"

Смотрите также: