На сцене Мариинки 12 августа начинаются гастроли Театра балета Юрия Григоровича. Знаменитый хореограф возвращается в родной город, где когда-то закончил Вагановское училище, танцевал в Кировском театре, дебютировал как балетмейстер в студии ДК им. Горького. В 1957-м он поставил в Кировском театре "Каменный цветок", а в 1961-м - "Легенду о любви", которыми доказал, что в советском балете появился смелый молодой талант. Балетмейстера пригласили в Большой театр, где он проработал больше тридцати лет. Это было время расцвета труппы. В 1995-м он покинул Большой, но не удовлетворился "заслуженным отдыхом", а стал активно сотрудничать с российскими и зарубежными театрами. Пять лет назад Юрий Николаевич возглавил Краснодарский балет, который с тех пор набирает известность в мире.
В родном городе Григорович не был очень давно. Даже когда в конце 90-х Большой театр во время обменных гастролей с Мариинским привозил его спектакли. Как же удалось уговорить маэстро приехать, да еще с новой труппой? Рассказывает Владимир Смолкин, начальник гастрольного отдела Дирекции театральных касс:
- Переговоры мы начали в апреле, Юрий Николаевич сразу согласился рассмотреть наше предложение, и в июне пришли к консенсусу. О том, в какой форме находится 77-летний балетмейстер, говорит такой факт: Григорович предложил очень напряженный график гастролей. Я осторожно поинтересовался: "Вы выдержите?" - "А вы?" - "Я не уверен". - "А я выдержу".
- Не страшновато ему показывать в Петербурге краснодарскую труппу?
- Юрий Николаевич ничего не боится! Страха и сомнений у него нет, есть трепет...
- Что представляет собой театр, где работает мастер?
- Краснодарский театр мне понравился, хотя там нет ни мрамора, ни золота. Но зал очень удобен для зрителей - он широкий, а сцена оснащена по последнему слову. Под одной крышей не только балет, но и опера, и оперетта. В театре три состава оркестра! С посещаемостью балетов проблем нет - аншлаги.
- А труппа? В СМИ сообщалось, что когда Григорович в первый раз вывез артистов на гастроли в Америку, многие там остались.
- Такое действительно случилось, но с тех пор труппа была на гастролях во многих странах, и никто не остался. Артисты стали гораздо больше получать. Григорович открыл в Краснодаре балетную школу, привез педагогов, которые вместе с ним ушли из Большого. И прима труппы Лена Князькова тоже из Большого, она давно сотрудничает с Григоровичем и танцует не только в Краснодаре, но и во многих зарубежных театрах. С Настей Волочковой Юрий Николаевич возобновлял в Большом "Лебединое озеро" в 2000 году. Сейчас она будет танцевать Эгину в "Спартаке".
Сам Григорович работает еще и в Японии, Корее, ставит по России, к примеру, в Улан-Уде. Когда я у него спросил, почему не в Петербурге, он ответил: "Я не еду туда, куда меня не зовут".
- И вот, к счастью, позвали. Так мы увидим те спектакли, которые в свое время Григорович ставил в Большом?
- Да, в Краснодаре он - с небольшими изменениями - восстановил все свои знаменитые балеты. Хочу обратить внимание, что если "Щелкунчик" и "Ромео и Джульетта" в Петербурге идут (естественно, в другой хореографии), то увидеть "Спартака" (на фото) и "Золотой век" - единственная возможность. И еще: не надо рассматривать эти гастроли как раскрутку балетмейстера, пиарный ход. Григорович - это человек, который уже все доказал.