Совсем скоро поклонники увидят новую работу премьера Михайловского театра Марата Шемиунова. Он представит её на гала-концерте международного балетного фестиваля «Dance Open».
«Ледяные» трюки
- Марат, вы с супругой, примой театра Ириной Перрен, всегда показываете на фестивале что-то новое. Что приготовили на этот раз?
- Адажио из балета «Ледяная дева» в постановке Фёдора Лопухова. Выбор не случаен, потому что в этом году исполняется 130 лет со дня рождения великого хореографа. Кроме того, Фёдор Васильевич является основателем балетной труппы нашего театра. Ну а вспомнить его наследие на фестивале - инициатива руководителя «Dance Open» Екатерины Галановой. Кроме того, наш с Ириной педагог, уникальная балерина Алла Осипенко, блистательно танцевала это адажио с Джоном Марковским. Сохранилась даже кинозапись 1970-х годов.
- Насколько трудной вам показалась хореография Лопухова?
- Мы с Ириной под большим впечатлением - адажио начинается с абсолютно акробатической поддержки, настоящего трюка. Лопухов был экспериментатором, он привнёс в танец элементы цирка и гимнастики. Весь номер - серия сложнейших поддержек.
- Фестиваль отмечает 15-летие, у вас ведь тоже юбилейная дата - 15 лет начала работы в Михайловском театре?
- Да, мы с фестивалем стартовали одновременно, в 2001 году (улыбается). Мы искренне рады поздравить фестиваль «Dance Open» с 15-летием.
Для нашей пары проект «Dance Open» стал увлекательным путешествием не только в «открытый танец», но и в «открытый мир», в города и страны, где искусство балета уважают, любят и всегда ждут в гости.
Кстати, благодаря «Dance Open» время от времени я встречаю своих однокашников, которые танцуют в ведущих театрах мира. В июле решили собраться всем выпуском - нам есть что
отметить.
- Знаю, что до начала фестиваля вы ещё успеете слетать в Новосибирск и выступить на сцене Новосибирского театра. Как возникло сотрудничество?
- В этом сезоне я стал приглашённым солистом театра. Сейчас вот лечу в Новосибирск. Наверное, в десятый раз. Даже велосипед с собой возьму, чтобы объездить весь город. Долго ждал, когда этот изумительный город наконец-то оттает от суровой сибирской зимы, с нетерпением теперь посмотрю его масштабы.
- А что за публика в Новосибирске?
- Уникальный пласт интеллигенции. Здесь ведь находится Академгородок, несколько университетов, консерватория…
Счастливый артист
- Кроме балета, вы успеваете заниматься графикой и даже скульптурой, за плечами уже с десяток выставок. Как на всё находите время?
- Я - счастливый артист, танцую большой репертуар, много гастролирую, но у любого возникают творческие кризисы, взлёты и затишья. Первая выставка состоялась, потому что, как мне казалось, на взлёте карьеры и пике танцевальной формы я не был занят в премьере любимого балета. Что же делать? Перетерпеть, заниматься графикой, открыть выставку.
А вот когда театром руководил Начо Дуато и поставил за три года 11 спектаклей, в каждом из которых я был занят, не было времени ни рисовать, ни лепить.
- Знаю, что на вас большое влияние оказала культура Японии. Чем она привлекательна?
- Ещё студентом вместе с Академией им. Вагановой я поехал на гастроли в Японию - и страна меня поразила. С тех пор вот уже 15 лет бываю там два раза в год и всегда открываю для себя что-то новое.
Японская публика - восприимчивая и тонкая, за многие годы культурного обмена русский балет для многих стал настоящим культом.