Имя режиссёра Джулиано ди Капуа хорошо известно в городе, ведь выпускник петербургской театральной академии, итальянец швейцарского происхождения уже почти двадцать лет живёт и работает на берегах Невы. В этом году исполнилось десять лет его самой громкой постановке «Монологи V».
Чистота нравов?
АиФ-Петербург: - Джулиано, спектакль стоит в вашем творчестве особняком. Даже его название менялось. Поначалу было «Монологи вагины», как и книга американки Ив Энцлер, по которой создана постановка. Потом замаскировали под «Монологи V». Понятно, что перемены происходили не по вашей инициативе, а под давлением. За десять лет забота «о нравственности народа» только усилилась?
- Впервые я выпустил спектакль в 2003 году в Литве и, конечно, там всегда было полное название. А что говорить о Петербурге, если мы здесь уже почти год не играли - в связи с пошлыми, как я это оцениваю, движениями блюстителей чистоты нравов. Нельзя было договориться ни с одним директором театра! Нам отказывали под благовидными предлогами. Но сейчас мы возобновили показы спектакля в Мюзик-холле и с первоначальным названием.
Хочется спросить у борцов за нравственность: они разве не знают, откуда появились на свет? Одна из главных целей спектакля - говорить о том, что «вагина» - это не постыдный орган, не табу, а тот храм, из которого мы родились. Спектакль серьёзный, и зритель в массе своей - очарователен, из зала идёт волна благодарности и теплоты. Для меня «Монологи» - не безделушка, я спектаклем горжусь. И если он идёт уже десять лет при аншлагах - это знак качества.
АиФ-Петербург: - Спектакль идёт по всему миру, а в самой Америке в нём за честь считали играть Мерил Стрип, Вупи Голдберг, Джейн Фонда, Кейт Бланшет… Список можно продолжить. Петербургские актрисы откликнулись с таким же энтузиазмом?
- Начинали спектакль Марина Рокина, Наталья Парашкина, Илона Маркарова и Наталья Кудрявцева. Илона и Наталья - две мои боевые лошадки, они играют до сих пор и задают спектаклю такую высокую планку, что он жив, важен и нужен. За десять лет в спектакле участвовали: Татьяна Рассказова и Елена Калинина из МДТ-театра Европы, Елена Липец из Александринского, Маргарита Бычкова из театра им. Комиссаржевской.
Играла у нас и залётная звезда - джазовая певица Лера Гехнер. Она привела свою публику, людей, которые в театр нечасто ходят.
Боярыня Морозова
АиФ-Петербург: - Вы как режиссёр любите брать для спектаклей документальную основу: книги, письма... Не так давно показали премьеру «Жизнь за царя», посвящённую народовольцам, а теперь, насколько я знаю, ушли в глубь веков, заинтересовавшись церковным расколом XVII века?
- На гребне успеха «Жизни за царя», а спектакль выдвинут на «Золотую маску», захотелось сделать ещё одну историческую постановку. Особенно в связи с тем, что мир движется к религиозным революциям. Меня волнует тема неприкосновенности граждан в самой интимной духовной сфере - в вере. Раскол начался с реформы, и вот людям, придерживающимся старины, заявили, что они и крестятся не так, и иконы - не такие, как надо. Реформаторы ворвались не просто в людские дома, а - в души.
И я понимаю, что расколоть можно кого угодно, на почве чего угодно, в любой момент и любыми средствами. Острейший, актуальнейший материал! Героиней мы выбрали боярыню Морозову - она не определяла события, но через её трагиче-скую судьбу можно понять весь ужас происходящего.
Живя в России почти двадцать лет и десять из них занимаясь женскими вопросами, я понял, что пора в более глобальном смысле понять мою вторую родину. Тем более что я всё больше прикипаю к ней сердцем.