Тортом в лицо?
- Татьяна Сергеевна, в наше время комедия оказалась самым уязвимым жанром! Телевидение низвело его на уровень ширпотреба.
- Трюки, приколы, низкопробные шутки - зрители считают, что это и есть комедия. А классическая комедия - не просто смешной случай, когда человек поскользнулся и упал, или ему заехали тортом в лицо. Она возвышенная и поэтичная, это другой вдох, другой взгляд на жизнь. И нужны великие артисты, чтобы играть Гоголя, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина, Булгакова, Чехова. Потому что в их пьесах всегда есть судьба человека, его жизнь, которая превращена в ничтожество. И - боль автора за это превращение. Если идти к корням, то русская комедия глубоко драматична.
С другой стороны сегодня - время комедии, людям нужны положительные эмоции в эти тяжёлые, напряжённые времена. Тут и природа с её катаклизмами, тут и политическая ситуация, тут и социальные условия. Давно сказано: «Если к правде святой мир дорогу найти не умеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой». Это и есть дело театра.
- Но вы сами сказали, что публика привыкла к трюкам и приколам.
- Действительно, большое количество людей приходит в Театр комедии посмеяться. Поэтому более серьёзные спектакли обречены на борьбу за внимание зала, и если зритель втягивается, если ему интересно, значит, мы достигаем цели, побеждаем. А цель театра - объединять и переделывать людей.
Во всём - намёки!
- История Театра комедии во многих отношениях… печальна. В советское время властям мерещились намёки даже в сказках, спектакли запрещали. В нашей стране сатире всегда трудно живётся?
- В 1929 году в нашем здании - Елисеевского магазина - был открыт Театр сатиры, но до прихода режиссёра Николая Акимова в 1935 году это было непонятно что. Акимов создал свой почерк, собрал блистательную труппу и на основе великой драматургии, прежде всего - зарубежной, потому что современной не было - сделал Театр комедии.
Конечно, Акимов искал современную пьесу, но как только начал переговоры с Зощенко, поступило предписание - запретить. Спасением и отдушиной стало содружество с драматургом Евгением Шварцем. Но и его первая пьеса «Голый король» по сказкам Андерсена, написанная в 1934 году, была запрещена. Во всём видели политические намёки! Судьба Акимова как режиссёра - драматична. Неординарная личность, он хотел в театре говорить о больных и больших вещах, а время - не позволяло. Пьеса Шварца «Дракон», удивительно смело написанная, была поставлена Акимовым в Москве в 1944 году и запрещена после первого же представления. Спектакль возобновили во времена оттепели в 1962 году, но через полгода также запретили.
Особняком стоит шварцевская «Тень», спектакль чудом вышел в 1940 году.
В 1960-м Акимов возобновил его с новым поколением артистов. В 2003-м мы вновь поставили «Тень», посвятив спектакль Акимову. И сегодня пьеса доказывает свою современность.
…Трудно объяснить сегодняшним людям, что такое цензура, какие были гонения и запреты, и на что люди шли, чтобы сохранить театр и оставаться личностями.
- И всё-таки не перестаёшь удивляться, что при сильнейшем идеологическом давлении были такие художественные взлёты!
- Искусство развивается по своим внутренним законам и не зависит от цензуры, оно пробивается, потому что несёт правду человеческой жизни. А она всегда неоднозначна, не сводится к одному знаменателю.
Объяснение в любви
- Понимаю, что у вас в театре та же проблема, что была у Акимова, - нет современной отечественной комедии?
- Да, и как театр может высказаться о современности, когда нет пьес? Притом, что присылают горы, но одна чудовищнее другой! У авторов наблюдается такая тенденция: декларативное высказывание по поводу того, что они думают о жизни, морализаторство. Но драматургия строится на человеческих взаимоотношениях, выявляет внутреннюю природу человека и через это выражает время.
- Сейчас любого мало-мальски известного по сериалам артиста величают «звездой». Но почему по-настоящему ярких личностей на сцене стало гораздо меньше, чем было в советское время?
- В эпоху безвременья театр был отдушиной, там создавалось то, чего не было в жизни. Новое дыхание было интересно как публике, так и самим артистам. У них не было такого распыления на съёмки, антрепризы и прочие «проекты», связанные с зарабатыванием денег, как сейчас. Сегодня же даже очень хорошие артисты со временем превращаются в средних из-за вот этого бега по жизни, поверхностного отношения к делу. Потом уже трудно остановиться, сосредоточиться, настроиться на чувство правды.
- Ваш театр, единственный, в котором вот уже 65 лет обязательно играют капустник: 16 апреля в день рождения Акимова. Как удаётся поддерживать традицию?
- На капустнике поздравляют своих, тех, кто отдал театру пять, десять, пятнадцать, а то и пятьдесят лет. Это объяснение в любви всем, независимо от профессии. Здесь ведь служат не за деньги, а ради более существенных вещей: люди прилепляются к театру душой. Удивительно, но всё новые поколения с огромным желанием и вдохновением пишут тексты, репетируют, хотят удивить, порадовать, значит, эта традиция животворящая. А главное - этим праздником театр отмечает день рождения его создателя - Николая Павловича Акимова.