Шла Гражданская война, но группа художников во главе с Любовью Шапориной-Яковлевой посчитала, что кукольный театр нужен городу. 12 апреля 1919 года был поднят занавес, зрители увидели «Сказку о царе Салтане» Пушкина.
Самой Любови Васильевне было тогда сорок лет. Она из дворян, воспитывалась в Екатерининском институте, училась у знаменитого художника Маковского, а также в Париже. Возможно, именно там увлеклась куклами, как это произошло и с человеком, подхватившим эстафету и руководившим театром 45 лет, - Евгением Деммени.
Евгений Сергеевич вспоминал, что восьмилетним ребёнком увидел в Париже представление театра «Гиньоль» (по-нашему - «Петрушка»), и навсегда заболел куклами. Но сыну чиновника министра двора Его Величества и «смолянки» пришлось закончить кадетский корпус, офицерские курсы, поучаствовать в Первой мировой и Гражданской войнах. За боевые действия в рядах Красной Армии он был награждён почётным знаком «Честному воину Карельского фронта».
В автобиографии Деммени писал: «По происхождению - дворянин, по образованию - военный, по устремлениям - актёр». Начинал на драматической сцене, руководил драмкружком рабочего клуба «Петрогубтранса». Как-то в витрине «Магазина случайных вещей», как тогда называли комиссионки, Деммени увидел старинный сундук, а в нём - восемнадцать подлинных французских кукол, героев театра «Гиньоль»! Он купил их, и с этого момента жизнь круто изменилась.
С рабочими Деммени задумал поставить кукольный спектакль. Бывший сослуживец Юрий Гауш написал пьесу «Арлекинада», его отец - известный тогда художник Александр Гауш - взял на себя изобразительную часть. Молодые кружковцы - токари, столяры, монтёры - построили сцену и декорации. Премьера - в голодном и холодном Петрограде - состоялась 14 января 1924 года, успех был ошеломляющим.
Самодеятельный коллектив вошёл в состав ТЮЗа как «Театр Петрушки». Маршак написал о Деммени так: «Учитесь, друзья, у наркома Петрушки - до старости лет не бросает игрушки». В 1930 году коллектив Евгения Сергеевича объединился с Театром марионеток. В середине тридцатых переехал в здание на Невском, где располагается до сих пор.
Всегда первый
За свою творческую жизнь в театре Деммени поставил почти 150 спектаклей. И всегда был новатором. Это были первые постановки на современные темы, первые произведения классиков на кукольной сцене, причём «замахивались» на самого Шекспира, Мольера, Сервантеса, Гоголя, Чехова.
Первый в Европе кукольный фильм «Макс и Мориц» был снят Деммени в 1928 году. А первый телевизионный спектакль «Школяр в раю» появился тогда, когда телевидение в стране только зарождалось, - в 1938-м. Первые курсы по подготовке режиссёров и актёров для кукольных театров Евгений Сергеевич организовал в 1927-м. Ну а сам мастер, опять-таки первым из кукольников, в 1934 году получил звание заслуженный артист РСФСР.
Когда началась Великая Отечественная война, театр продолжал работу. Но в январе 1942 года отключили свет и воду, и тогда куклы «пошли на фронт». Маршак написал памфлет «Юный Фриц», спектакль по которому был показан бойцам более шестисот раз.
Из артистов, мобилизованных в армию, не вернулся никто. Из оставшихся в блокадном городе погибло большинство. Но часть эвакуировалась в Иваново, где театр продолжил работу. Ну а к 65-й годовщине Победы, в 2010 году, был восстановлен «Юный Фриц», с тех пор спектакль играют в дни праздника.
Счастливое число
Месяц назад, в марте, в театре отметили 116 лет со дня рождения Деммени. Интересно, что во многих официальных изданиях дата рождения указана как 12 марта, но сам Евгений Сергеевич всегда отмечал свой день рождения 13-го. Он считал это число счастливым.
На вечере артисты показали несколько номеров из эстрадного репертуара великого кукольника: «Двенадцатая рапсодия Листа в исполнении пианиста-виртуоза», «Цыганский танец». Для этого взяли кукол Деммени и в очередной раз убедились, что сама природа одарила мастера особыми руками, с удлинёнными пальцами. Чтобы работать с куклами Деммени, пришлось приспосабливаться.
Кстати, обычному зрителю непонятно, чем отличаются марионетки от других кукол?
Марионетка повторяет анатомию человека и приводится в движение при помощи нитей. В руках опытного кукловода марионетки способны выполнять мельчайшие движения.
Управлять ими - особое искусство. Кстати, марионетки - древнейшие артисты, их упоминают даже античные авторы.
В Театре имени Евгения Деммени собрана огромная коллекция кукол. Это и герои французского театра XIX века, и марионетки народных умельцев, и авторские работы известных скульпторов и резчиков по дереву. Как произведения искусства куклы представляли страну на международных выставках. И завоёвывали награды. Они и сейчас много путешествуют. Кто бы мог подумать, что кукольный театр гастролирует по миру больше любого прославленного драматического! И в международных фестивалях участвует чаще.
Но не покидает ощущение, что в родном Петербурге театр Деммени недооценён. Хотя дело ведь не во внимании критиков и модной режиссуре, а в том, что каждый год сюда приходит больше сорока тысяч зрителей!
Тайны закулисья. Как создавался Большой Драматический Театр
Ваш выход, госпожа Комиссаржевская! Театральная судьба великой актрисы
Неистовый лицедей. Пять театральных ролей Евгения Лебедева
Запретные монологи. Скандальному спектаклю исполнилось 10 лет