Театр «Буфф» завершает свой первый сезон в новом здании на Заневском проспекте. Под занавес художественный руководитель Исаак Штокбант представил премьерный спектакль «Элиза» по знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион».
Весёлый театр
- "АиФ-Петербург": Исаак Романович, чем вас сегодня привлёк «Пигмалион»?
- Мне безумно нравится сама пьеса. Это весёлое, озорное, ироничное преставление. Недавно на правительственном уровне прошло совещание о русском языке. А пьеса Шоу - тоже о языке, так что мы оказались актуальны. Всегда хочется что-то сказать своими спектаклями. А просто ставить «побрякушки» - неинтересно. Хотя «Буфф» - театр весёлый и радостный.
- "АиФ-Петербург": В жизни нам явно не хватает веселья и радости. Но почему комедия продолжает считаться «низким» жанром?
- С древних времён были: высокая драма и - комедия, грубый театр. Хотя он бывает чрезвычайно глубок. Ведь «дурак» может высказать то, что не позволено умному, - его прощают, ну что с него взять? Гениальны комедии Шекспира, Мольера, Бомарше.
У нас в театре идёт немало спектаклей по классике, поэтому иногда критики говорят: «Не пора ли вам переменить название? А то ''Буфф'' звучит какое-то несерьёзно…». Отвечаю: «Меня родители назвали Исааком, хоть я появился на свет через год после смерти Ленина - тогда всех называли Володями. Но я же не могу поменять имя, уж какое дали. Мы - ''Буфф'' со времени рождения, вот уже 28 лет».
- "АиФ-Петербург": Лет десять назад в одном интервью вы сказали, что за всю свою режиссёрскую жизнь не раздели на сцене ни одну актрису. До сих пор так? Отстаёте от жизни?
- Наверное отстаю. Актрис не раздеваю. Всему свое место. Стриптиз - другой жанр. В моих спектаклях нет мата. Нет «чернухи», ставшей чуть ли не главным признаком «новой драмы».
У нас спектакли идут по три часа, мы не «режем» тексты. А теперь «Гамлета» играют за час двадцать. Если комедия - это «лёгкий жанр», то должно быть легко - хоть три часа, хоть четыре. Людям надо дать положительную энергию. А если в театре человеку тяжело, тогда лучше сыграть за час. Чтобы быстрее освободился, и - на воздух.
Одни мордовороты?
- "АиФ-Петербург": Ваши воспитанники - Юрий Гальцев, Елена Воробей, Геннадий Ветров - стали звёздами российской эстрады. Легко отпускаете талантливых артистов из театра?
- Уже полвека я - профессор нашей Театральной академии. В процессе учёбы вижу, кто из моих ребятишек пойдёт по линии драматического театрального искусства, а кто тяготеет к эстрадному жанру. Для таких рано или поздно стены театра становятся тесны, я их всех благословляю в большое плавание. И поддерживаю с ними связь.
- "АиФ-Петербург": Что, на ваш взгляд, происходит на современной эстраде?
- Мерзкое дело. Эта мерзость разлагает человека в нравственном плане, отправляет его в первобытное существование. Когда смотришь по телевизору юмористические программы, возникает ощущение, что профессионалов не осталось. Выходит какой-нибудь дуролом, читает по бумажке и - считает себя автором, писателем. По-
мните, у Городничего в последнем акте «Ревизора»: «Ничего не вижу, одни свиные рыла». Вот на эстраде стало так.
Исключением считаю двух человек: Жванецкого и Карцева. Это личности, которым есть что сказать. Но… будет ли вся Россия смотреть Жванецкого? Нет, это слишком умно, тут надо думать. А телевидение диктует другое: чем глупее и дурнее, тем больше народа будет смотреть. Рейтинг взлетит, дадут рекламу, деньги. Телевидение одурачивает народ.
- "АиФ-Петербург": Ситуация тупиковая?
- Выход должен зависеть от нас - тех, кто привержен культуре. Мы должны тереть муку на своей мельнице: надо пытаться говорить людям что-то хорошее, доброе. Вот с каким удовольствием смотришь сегодня старые советские фильмы! Мы над ними смеялись: фальшивые, приукрашивают жизнь, показывают людей красивых, живущих в просторных квартирах... А это были фильмы о том, какими бы мы хотели быть. Теперь в фильмах - сплошные мордовороты, насилие, убийства. Кого такие картины воспитают? Лучше уж рассказать сказку, какими бы мы хотели быть.