Школа не должна быть серой и скучной

   
   

Концепция развития петербургского образования на ближайшие пять лет подразумевает финансовую самостоятельность образовательных учреждений, дальнейшее развитие системы ЕГЭ, переход на профильное обучение, развитие начального профессионального образования. В концепции есть даже раздел, посвященный патриотическому воспитанию школьников. О том, что ждет петербургскую школу в ближайшем будущем, мы беседуем с председателем Комитета по образованию Ольгой ИВАНОВОЙ.

Борьба с поборами

- Ольга Владимировна, со следующего года все школы переходят на финансовую самостоятельность. Им придется самим зарабатывать?

- Финансовая самостоятельность не означает самофинансирование. Это совершенно разные вещи. Школа не должна сама зарабатывать деньги на жизнь. Она финансировалась и будет финансироваться городским бюджетом. Изменится механизм распределения средств. Теперь каждая школа станет самостоятельным юридическим лицом со своим счетом в банке. Совместно с Комитетом по экономическому развитию мы разработали нормативы, по которым будут перечисляться средства каждой школе. Они учитывают множество параметров, но главный из них - количество учеников. И директор школы, как руководитель любого предприятия, будет сам распоряжаться этими деньгами. Но перестроиться на новые условия хозяйствования непросто. Не все готовы менять психологию и учиться экономить. Поэтому не исключаю, что кому-то из возрастных руководителей придется уступить дорогу молодым.

- То есть финансовая самостоятельность не приведет к увеличению количества платных услуг?

- Помимо государственного финансирования школа может получать дополнительный доход от платных образовательных услуг, а также в виде спонсорской помощи или от сдачи в аренду пустующих помещений. Но не на эти деньги она существует. Базовая школьная программа - бесплатна. А все платные услуги оказываются только на добровольной основе и вне сетки учебного дня. При этом наличие у школы собственного расчетного счета исключит передачу денег из рук в руки, что является нарушением, а иногда и преступлением.

- Тема школьных поборов всегда была актуальной, а после самоубийства Ромы Лебедева она стала еще более острой:

- Денежные поборы в школе присутствуют. Но есть положение о правилах предоставления платных услуг в образовательных учреждениях. И за их несоблюдение мы строго наказываем. В прошлом году мы уволили двух директоров, около двадцати руководителей получили взыскания.

Трагедия, произошедшая с Ромой, всколыхнула весь город. Но в оценке ее причин надо быть более деликатным. Мне не хотелось бы их комментировать, пока не закончено следствие.

Воспитание воспитателей

- Профессия учителя сегодня непрестижна и низкооплачиваема. Старые кадры уходят, молодежь в школе работать не хочет, в систему образования приходят случайные люди. В результате общий уровень школьного обучения значительно снизился:

- Я не люблю таких обобщений. Петербургские дети успешно выступают на всероссийских и международных олимпиадах. ЕГЭ по русскому мы сдаем лучше всех в России. И как после этого можно сказать, что качество образования упало? Но надо признать, что школа не изолирована от общества. Ей присущи те же социальные проблемы, что и обществу в целом. И, к сожалению, общекультурный уровень учителей сегодня несколько снизился по сравнению с тем, каким он был в ленинградской школе. Педагог должен не только давать знания, но и воспитывать, подавать пример поведения и интеллигентности. А получается, что воспитывать иногда надо самих воспитателей.

- И что делать, если у родителей все же есть претензии к качеству обучения или к личности педагога?

- Во-первых, у них есть право выбора. Мы никого не привязываем к микрорайону, и можно выбрать ту школу, которая нравится. Но возникает проблема: в одну школу никто не хочет идти, а в другую хотят все, и свободных мест там нет. Поэтому и идет процесс объединения школ, создания комплексов под руководством сильного директора, который сможет привлечь учеников. И если в школе плохо учат, плохо относятся к детям, она будет закрыта и присоединена к сильной школе, руководитель которой сможет сделать ее привлекательной. Кроме того, необходимо развивать государственно-общественное управление. Я имею в виду создание школьных попечительских советов. Это не всем нравится в педагогической среде, поскольку в какой-то мере означает вмешательство родителей в профессиональную деятельность учителей. Но они должны создаваться и состоять не только из родителей, но и из тех, кто может помочь школе, причем не только материально, но и профессионально. Надо учиться выстраивать такие отношения. Школа не может отгородиться от жизни. Как только она пытается это сделать, то становится серой, скучной, зашоренной.

- Что делать с дефицитом учителей?

- Кадровый дефицит за последние три года уменьшился почти в три раза. Все-таки заработная плата учителей растет. В этом году мы открыли целевой прием на бюджетные места в педагогическом университете, чтобы ребята, ориентированные на учительскую профессию, поступили в институт и вернулись в школу. Действует программа поддержки молодых специалистов. Учитель, пришедший в школу после института, имеет право на единовременную выплату в 8 тысяч рублей, а если у него красный диплом - 11 тысяч.

Нагрузку надо снижать

- Многие родители жалуются, что дети в школе перегружены:

- Сегодня учебная нагрузка, особенно в старших классах, действительно очень высока. И это одна из причин, почему мы хотим перейти на профильное обучение. В десятом и одиннадцатом классах ребята смогут заниматься теми предметами, которые им интересны. Всего предлагается восемь профилей. В нашем городе традиционно востребованы физико-математический, экономический и гуманитарный. Но мы будем изучать потребность и в других специализациях. Постараемся, чтобы в каждом районе была возможность выбора. А для тех, кто к старшим классам еще не смог определиться с будущей профессией, обязательно останется общий профиль.

- Каковы перспективы у единого государственного экзамена в нашем городе?

- Безусловно, мы будем расширять перечень предметов, по которым проводится ЕГЭ. Отрадно, что в этом году нам удалось договориться с вузами о проведении ЕГЭ по английскому языку. Ведь контрольно-измерительные материалы для этого экзамена готовились петербургскими учителями. Многие регионы уже пользуются нашими разработками, а мы до сих пор не пробовали. Кроме того, в формате ЕГЭ будут приниматься экзамены по биологии, информатике, истории России и, конечно, по русскому языку.

Но ЕГЭ не может быть единственной формой аттестации. Надо развивать олимпиадное движение. И победители региональных и всероссийских олимпиад должны пользоваться преимущественным правом при поступлении в вузы.

Смотрите также: