Шоу побеждает драму?

   
   

9 и 10 декабря в Учебном театре на Моховой состоится премьера спектакля "Мера за меру" по пьесе Шекспира. А в театре "Комедианты" не так давно была премьера "Татуированной розы" по Теннесси Уильямсу. Объединяет эти новинки, как и многие другие спектакли, идущие в разных театрах, то, что музыку к ним написал композитор Игорь РОГАЛЕВ.

- С Сережей Черкасским, поставившим "Мера за меру", мы знакомы давно, - рассказывает Игорь Ефимович. - Когда-то делали спектакль в Красноярске. Этот режиссер любит, чтобы было много музыки, вплоть до того, что ее становится больше, чем длится спектакль! Я уж прошу: "А нельзя убрать музыку, меня раздражает". - "А меня - нет". Режиссеры, с которыми я работаю, в музыке понимают.

- Как театры на вас "выходят"?

- Кто-то побывал на концерте, на спектакле с моей музыкой, вот и заинтересовался. Не могу сказать, что у меня есть предпочтение больших театров перед маленькими, хотя моя музыка звучит в БДТ, в "Дорогой Памеле" и "Семейном портрете с посторонним", в спектаклях Театра комедии, в Театре на Литейном. Но в небольших залах своя специфика: когда артист находится на расстоянии вытянутой руки от зрителей, у него колоссальное напряжение, крупный план, в этом случае музыка тоже как бы укрупняется.

В "Комедиантах" у меня несколько спектаклей, режиссер Михаил Левшин из тех, кто дает "дышать" музыке. "Татуированную розу" он даже хотел назвать музыкальной драмой, но я, когда услыхал, вздрогнул, все-таки музыкальная драма - это "Хованщина", "Борис Годунов". В "Комедиантах" мне дают возможность для проб, эксперимента, и не боятся давать большие куски музыки. Это тем более приятно, что в оперном театре режиссеры, наоборот, норовят закрыть музыку каким-нибудь действием для "оживляжа". На самом же деле музыка порой красноречивее многих мизансцен и даже слов. В "Татуированной розе" здорово работают актеры, прежде всего Нина Мещанинова.

- Не раздражает ли вас так называемое "актерское пение"? Или вы делаете на него скидку?

- Когда плохо, я скидок не делаю, но в "Комедиантах" поют хорошо. :Когда-то ленинградская театральная школа отличалась колоссальной разносторонностью, может быть, даже большей, чем московская, сколько было поющих актеров! Сейчас бацилла музицирования ослабла. И хотя все стремятся к мюзиклу, - это другой жанр, а в драматических спектаклях сплошь и рядом идет музыка "на подборе".

- В программке это называют "музыкальное оформление". А порой и этого не указывают. Что за музыка звучит - непонятно.

- Провинциальные же театры по-прежнему норовят заказать музыку композитору. Ко мне неоднократно обращались за консультациями: "Вот мы хотим такого-то" - и называют маститого, или: "Нам хвалили молодого автора, но мы его не знаем, а ваше мнение о нем?". Я в таких случаях всегда говорю: "Послушайте музыку". Достают записи, слушают и порой заказывают не очень маститому, но "живому". В Петербурге же культура театральной музыки ослабевает.

- Тем более ее ценишь, да если еще играет оркестр, артисты поют вживую!

- В спектакле БДТ "Семейный портрет с посторонним" в конце звучит моя песня, но слова народные. Исполнение такой актрисы, как Нина Усатова, создает полное ощущение, что это народная песня. Моя жена узнала, что это мое произведение, наверное, на сотом спектакле. Изумлению не было предела. Когда в театре звучит авторская музыка, да еще и живая, он становится театром, а не шоу.

Смотрите также: