В сентябре Театру музыкальной комедии исполнилось 75 лет. 29-го состоится юбилейный концерт, его повторят 30-го, а затем планируют давать в течение всего сезона. За эти 75 лет на долю театра легкого жанра выпали самые тяжелые испытания: артисты работали в блокаду, уже в наше время театр ремонтировали... 17 лет! В современной экономической ситуации ему приходится учиться самостоятельно зарабатывать. Поэтому возглавившему труппу два года назад режиссеру Александру Исакову не удается ограничиваться только творческими задачами.
Учимся зарабатывать
- Оперетта - очень дорогой жанр, в ватниках не сыграешь, - говорит Александр Борисович. - И труппа у нас большая, около двухсот человек: оркестр, хор, балет, солисты. Театру помогают спонсоры, но и сами зарабатываем. В прошлом году вместо 300 спектаклей дали на 30 больше. И не на малой сцене, а на большой. Первой-то отремонтировали малую, под нее приспособили спектакли, а теперь происходит гораздо более трудный и затратный процесс возвращения. Хорошо бы, конечно, работать сразу на двух площадках, но у нас недостаточная звукоизоляция, не хватает мощностей, а если включишь вентиляцию, вырубается все!
Зато ведь можно, как в советское время, играть на выезде, в области. Артисты от этого отвыкли, но если хорошо организовать и продумать систему оплаты - почему нет?
Можем зарабатывать и на том, что театр располагается в прекрасном здании, у нас дворцовые интерьеры, так в выходные сдаем помещения в аренду. В результате всех усилий зарабатываем почти 50 процентов бюджета, остальное дает город.
"Хромой Джон"
- Между прочим, еще в 1910 году в этом здании расположились "Палас-театр" и кабаре "Хромой Джон". Я собираю материал о нем, хочется на малой сцене сделать свое кабаре. Вообще эта сцена должна быть экспериментальной, здесь могут идти опера-буфф, комический балет, бенефисы, самостоятельные работы артистов. Можем предоставлять площадку и другим коллективам в жанре музыкального театра.
...Меня иногда спрашивают, есть ли у оперетты будущее или ее поглотит мюзикл? Классическая оперетта, конечно, - уже музей, жанр трансформируется, но не обязательно в мюзикл. Новое рождается на стыке самых разных жанров. Я вот ехал в машине и услышал по радио арию Фигаро в джазовой обработке. Так даже остановился, чтобы спокойно дослушать.
Когда я пришел в Музкомедию из театра Комиссаржевской, в котором отработал четверть века, понял, что попал в особый мир, хотя мое второе образование - режиссер музыкального театра. Мы с артистами до сих пор воспитываем друг друга. Для меня, например, важно, чтобы во время пения можно было разобрать каждое слово и чтобы вокалисты сами понимали, о чем поют. Но некоторые господа солисты считают самоцелью показать голос. В идеале актер музкомедии должен уметь петь, танцевать, играть. Сегодня уже стало обязательным отвечать хотя бы двум требованиям, но у нас есть артисты, отвечающие всем трем.