- Моя карьера продолжается, - заверил Паата Шалвович. - Правда, немного сократил ко- личество выступлений, оставил только проекты в Нью-Йорке, Париже и Лондоне.
Что касается руководства оперной труппой Михайловского театра, то это предло жение мне сделал Владимир Кехман около года назад. В тот момент я не был готов, но в декабре, приехав на день рождения моего большого друга Юрия Темирканова, посетил Михайловский театр и многое о нём узнал. Тогда и принял предложение. Опыта руководства большим творческим коллективом у меня нет, но я учусь на чужих ошибках и надеюсь, что не буду много ошибаться сам (улыбается).
- Вы живёте в Берлине, гастролируете по миру, сколько же времени сможете уделять Петербургу?
- Думаю, что буду проводить здесь большую часть года. Свою главную задачу вижу в том, чтобы оперная труппа Михайловского театра стала известной не только в России, но и за рубежом. Я уже был на спектаклях и репетициях, убедился, что есть замечательные голоса, но не всегда присутствует европейская культура исполнения. Попрошу певцов не обижаться, если сочту нужным дать уроки по манере пения, по вокалу, чтобы добиться международного уровня. Кроме того, обратил внимание, что у певцов слишком много свободного времени . Мы создадим условия, чтобы люди не бездельничали, а работали. Кстати, в сентябре намечают ся гастроли в Китай с «Евгением Онегиным».
- Возможно, люди «бездельничали», потому что в театре была широко распространена практика приглашения звёзд со стороны?
- Не должна повторяться практика, когда берут оперу из-за известного названия и громкого имени режиссёра, но при этом в театре нет исполнителей главных партий, и их приглашают. На премьере должны петь свои, ведь это касается репутации театра.
- Сами вы будете петь в Михайловском театре?
- Конечно, на сентябрь запланирована премьера «Севильского цирюльника», в котором я исполню партию Дона Базилио. Поставит спектакль знаменитый французский режиссёр Эрик Вижье, который уже работал на этой сцене.
- Кстати, о режиссуре. Как вы относитесь к бесконечному осовремениванию оперы?
- Нельзя ставить оперу, как 50-70 лет назад, но главное, чтобы в спектакле были смысл и красота. Режиссёр не должен мудрить и переходить границы. Ведь всё уже написано: композитор и драматург между собой «договорились». К примеру, Пушкин и Мусоргский - полноправные соавторы «Бориса Годунова», и режиссёр не должен эту связь разрушать. Если зритель видит на сцене «безобразие», второй раз он в театр не придёт.