Художественный руководитель Малого драматического театра - театра Европы Лев Додин дал пресс-конференцию, на которой поделился планами и заботами коллектива. На днях МДТ вернулся из гастрольной поездки в Милан, где в рамках ежегодного Фестиваля театров Европы пять раз подряд сыграл "Братьев и сестер".
"Братья и сестры"
- Это уже второй приезд с "Братьями и сестрами", который неожиданно вызвал даже больший интерес, чем первый несколько лет назад, - рассказал режиссер.- Чем я это объясняю? Дело не в том, что спектакль о России, не это важно. Люди видят в спектакле собственную жизнь. И все большее удивление и уважение вызывает ЖИВОЙ театр, которого становится все меньше в мире. Что входит в это понятие? Живое человеческое чувство на сцене, та самая жизнь духа, которая все больше испаряется из театрального пространства, заменяемая режиссерским "решением", "задумкой", "замыслом", идущими помимо подлинной жизни, помимо актера и автора.
Сказка, классика, современность
- Мы начали репетиции "Дяди Вани", почувствовав неодолимую потребность продолжить наш чеховский цикл. Это замечательная пьеса о прошедшем времени, но не в том смысле, что о XIX веке, - она о времени, которое для каждого человека уходит, о "не той" прожитой жизни. Пьеса, мне кажется, чрезвычайно отзывчивая и на личные, и на общие боли всех нас. Надеемся, что весной нам удастся что-либо родить на эту тему. Молодой режиссер Наталья Колотова будет дебютировать со спектаклем "Невесомая принцесса" Джона Макдоналда, английской сказкой XIX века. Известный петербургский режиссер Владимир Туманов начнет работу над "Утиной охотой" Вампилова - мы продолжаем обращаться к лучшим пьесам недавнего прошлого, считая, что они ни в какое прошлое на самом деле не ушли. Молодой артист нашего театра Олег Дмитриев попробует затеять свою первую режиссерскую работу на большой сцене, для этого он выбрал замечательную пьесу Гарсиа Лорки "Любовь дона Перлимплина". Игорь Коняев, получивший "Золотой софит" за спектакль "Московский хор", сейчас работает с Диной Додиной (известной переводчицей, ну а кроме того, заместителем директора МДТ, племянницей режиссера. - Е. П.) над пьесой американки Ив Энцлер "Необходимые мишени", с тем чтобы в ближайшем будущем начать репетиции. Это совсем новая пьеса, недавно вышедшая в США, она о боснийских беженцах. Таким образом мы касаемся актуальных и острых вопросов сегодняшнего времени, и в то же время на материале, не буквально "нашем".
Уже идет работа над "Мастером и Маргаритой", и "внутренне" начата над "Королем Лиром".
МДТ вместе с Балтийским домом готовит фестиваль Союза европейских театров, который должен состояться в октябре.
Нам хочется продолжить традиции приглашения в МДТ больших иностранных мастеров и встреч с разными культурами, хотя на самом деле культура-то одна... Но крупные мастера - люди занятые, возникают проблемы состыковки графиков, да и гонораров: У режиссеров есть также и страх перед работой на другом языке. Меня в драматическом театре это тоже напрягает достаточно сильно. В музыкальном немного по-другому, в январе в парижском "Шатле" должна состояться премьера оперы Рубинштейна "Демон" в моей постановке, музыкальный руководитель - Валерий Гергиев. Тут другая сложность - предложение поступило практически пять лет назад, я теперь немножко другой.
Из областных в российские
- Театр переходит из областного ведения в федеральное. На днях должна состояться встреча коллектива с министром культуры, и, если не случится никаких ЧП, с 1 января 2003 года мы станем российским театром. Не жалеем и о наших областных временах, я всегда говорил, что для Ленинградской области содержать такой театр, как наш - подвиг. Мы не меняем отношения ни с Киришами, ни с другими спонсорами, благодарны им.
С переходом в федеральное подчинение надеемся, что получим чуть более обеспеченную и чуть более гарантированную, с точки зрения создания спектаклей и существования сотрудников театра, жизнь.
Возможно, удастся наконец увеличить наши площади, получив давно запланированное к расселению здание. Мы получаем его по кусочкам, поэтому пока нет возможности глобально перестроить. И совсем уж дальняя задача - на 2010-2015 годы - строительство нового театрального центра в исторической части города.