Алексей ничего не мог понять: в пункте обмена валюты дважды на его глазах пересчитали деньги, и он ни на секунду не отвел глаз от рук кассирши. Но спустя пять минут в магазине он недосчитался одной из купюр, пятисотрублевой. На всякий случай вернулся в обменник, попытался устроить скандал, но это, естественно, ни к чему не привело.
Помните, одно время в обменных пунктах висели объявления, призывающие не менять деньги с рук у околачивающихся рядом подозрительных личностей? Сейчас уже даже не знаешь, кого следует опасаться больше - этих типов или безобидных с виду сотрудников "эксченджей".
Реклама - двигатель неправды
Как происходят валютообманные операции? Начнем с самых "безобидных". Почти все обменники выставляют на улицу рекламные щиты с курсом валют. И часто на них после запятой сотые доли в сумме указаны, а десятых нет, вместо них - пустое место. Например, "28, (пропуск), 5". Мы, естественно думаем, что здесь курс 28,05, однако после приобретения валюты узнаем, что купили ее дороже, например, по курсу 28,55 или 28,75. На наши претензии ответят: "Мы на улице не успели заменить цифру, но ведь внутри висит реальный курс, вы что, не посмотрели?"
Другая уловка. На рекламном щите аршинными цифрами выставлен заманчивый курс. А внизу - крохотная надпись, что действует курс только при операциях с суммами свыше 1000 долларов. Если денег меньше, "работает" другой, не столь лакомый. Вот только понимаем мы это уже после обмена. Знали бы - пошли бы в другой обменник, а теперь уже поздно:
Еще одна хитрость. Очень часто о комиссионном сборе мы узнаем только после операции. Да, сбор не смертельный, но мы-то рассчитываем получить определенную сумму, а тут она на два-три десятка рублей урезается. Согласитесь: мелочь, а неприятно.
Не подмажешь - не украдешь
Вернемся к случаю с Алексеем. Куда исчезла купюра?.. Просто-напросто перекочевала в карман кассира. Пожалуй, самое распространенное мошенничество связано с "удержанием" купюры, лежащей на лотке - в самом низу выданной вам пачки денег.
На этом следует остановиться подробнее. Сегодня известны как минимум два жульнических приема кассиров. И какой из них будет применен, зависит от размеров выдвижного лотка в окошке кассы. Если он небольшой и узкий, кассир может смазать дензнак клейким веществом, после чего денежка прилипнет к лотку. Кто-то делает это заранее, кто-то - незаметно, в момент совершения операции. Но независимо от деталей, результат для нас в итоге один, и весьма неприятный.
Второй прием используется в случаях, если лоток относительно просторный. Сумма выкладывается к одному его краю (ближнему к покупателю), а одна-две бумажки как бы "застревают" у другого.
При этом менялы как минимум дважды пересчитывают сумму на наших глазах, усыпляя бдительность (как в случае с Алексеем). В общем, если не заглянуть в лоток или немедля не пересчитать деньги, после нашего ухода они окажутся у кассира, и что-либо доказать будет невозможно.
Еще один распространенный прием. Если мы меняем доллары на рубли, одну из зеленых бумажек кассир может незаметно подменить на фальшивую. А потом торжественно сообщить нам об этом. Все попытки восстановить справедливость ни к чему не приведут. Кроме одного случая - если заранее переписаны номера купюр. Пожалуй, стоит потратить на это время.
Жаловаться - необходимо!
Сотрудники Криминальной милиции ГУВД Петербурга и области, к которым мы обратились за комментариями, говорят, что им известна ситуация с "липкими" мошенничествами в обменниках, но едва ли здесь можно что-то предпринять. Проблема даже не в том, что практически нет заявлений по этому поводу. Очень трудно доказать преступный умысел. Купюра может прилипнуть случайно. Если часть денег лежит отдельно в лотке, то здесь тоже сложная ситуация. Покупателю же, строго говоря, вручили все деньги, честно положили их в лоток, но он сам не взял. Да, потом эти деньги они забирают себе, и это нехорошо. Нагрянуть с проверкой после? Кассир всегда может сказать, что забытые деньги специально отложил (и покажет на купюру у него на столе), чтобы вернуть, если ротозей-покупатель вдруг вспомнит.
И все-таки - жаловаться нужно. Во-первых, в банк, под вывеской которого работает пункт обмена валюты. Во-вторых, в милицию. "Если у нас, скажем, будут жалобы на один и тот же обменник или на одного и того же кассира, будет значительно проще доказать его вину, - считают сотрудники Управления уголовного розыска. - Так что писать заявления нужно в любом случае. И четко, по пунктам расписать, что произошло. Даже если у вас пропала надежда вернуть назад деньги, то желание наказать мошенников все равно никуда не делось, верно?"
Верно. Но еще лучше - до этого (до подачи жалоб) вообще не доводить. А для этого необходимо запомнить, что не отходя от кассы нужно не только ковать железо, но и пересчитывать деньги.