"Ваш город уникален не только памятниками, тут красивы даже самые обычные дома, и как замечательно, что они не изуродованы и не закрыты рекламой" - подобные признания иностранных туристов можно было услышать еще лет десять назад.
Домов уже не видно
Действительно, в Петербурге архитектура даже рядовой застройки примечательна, тут можно увидеть и классицизм, и барокко, и модерн, и эклектику вплоть до экзотики - дома в египетском, венецианском, мавританском стилях. Недаром киношники говорят, что в нашем городе можно снимать едва ли не любую страну и эпоху.
В "дорекламные" времена горожане не понимали своего счастья. Наоборот, замечательными представлялись западные мегаполисы с обилием рекламы - вот это красивая жизнь! Теперь мы догнали и перегнали Запад - некоторых зданий под вывесками всех размеров и мастей уже не видно. От обилия рекламы порой невозможно разглядеть нужную, хотя хозяева магазинов, кафе, турфирм, косметических салонов, "студий загара" из кожи лезут вон, чтобы выделиться.
Впрочем, некоторым удается придумать "что-то особенное" - у одного из ресторанов на пешеходной зоне появились два льва "под мрамор". Очевидно, что не каждый желающий может поставить в городе скульптуру! Оказывается, для рекламы - все возможно.
Американские горки в классике
Впрочем, облик старинных домов изменяет не только реклама. Бизнесмены активно "совершенствуют" архитектуру: окна первых этажей превращают в витрины. Для этого окна увеличивают до такой степени, что, кажется, у дома уже глаза лезут на лоб.
Ну, а если в новый магазин или любую другую контору нужен вход, то прорубают дверь и делают ступеньки или крылечки. Два здания классического облика по Владимирскому проспекту представляют целую выставку лестниц и крылец - здесь и вычурные чугунные, и гранитные "в классическом стиле", и кафельные, похожие на те, что устраивают в бассейне или бане. Лестницы ведут и в бельэтаж, и в подвал - все это напоминает американские горки в парке аттракционов.
Появилась мода делать в магазинах цельные стеклянные двери - такие хорошо смотрятся в современных торговых центрах, к примеру в Купчино, но дико - в старинном здании.
Вот и получается, что дома "распадаются" на две совершенно чуждые друг другу части - верх сохраняет черты индивидуальности, хотя и здесь облик искажается из-за пластиковых окон, которые заказывают совершенно не в стиле, да еще отличными по цвету от всех остальных - белыми, хотя другие коричневые, а то и зелеными. Но уж нижние этажи старинных зданий - на одно лицо. И если идти не поднимая головы, нет никакого ощущения, что ты - в Петербурге. Любой провинциальный город в наше время украшен такой же рекламой, такими же витринами, лестницами и кафельными крылечками.
Чем крупнее бизнес, тем больше страдает здание. Изысканный особняк на Большой Морской долгое время был в лесах, и вот явил обновленный облик, да такой, что прохожие ахают: первый этаж вообще как будто от другого здания - полированный гранит, витринные окна, стеклянный козырек, как было модно в 60-х годах прошлого века.
Окно, но отнюдь не в Европу
Понятно, что бизнес развивается, осваивает центр. Сейчас его главная задача - лихорадочное прорубание окон и дверей, но не в Европу, а - в Петербург. Но почему эти окна и двери, крылечки и навесы соотносятся не со стилем дома, а единственно со вкусом бизнесмена? Ведь установка рекламы, как и любые архитектурные переделки, согласовывается в инстанциях. Процедура непростая, искатель должен представить проект, а в результате получается, что весь этот "винегрет" возникает с ведома властей.
Облик города изменяют таким образом не первый год, но до сих пор нет законов, регламентирующих, к примеру, сколько же окон на фасаде можно переделать во входы, и в каком стиле. Понятно, что все возможные изменения в "рядовой застройке XIX века" трудно учесть и привести к какому-то общему знаменателю, но если этого не сделать, нам не остановить превращение Петербурга из образца вкуса в среднестатистический провинциальный город.
Такой Петербург теряет привлекательность для туристов, но главное - душа болит у горожан: это уже какой-то чужой город. У нашего был "строгий, стройный вид", а этот демонстрирует безвкусицу и аляповатость.
У нынешних купцов размах не тот
Между прочим, дореволюционные бизнесмены, по-русски говоря - купцы, проявляли и вкус, и стремление к прогрессу. Так, братья Елисеевы пригласили построить свой торговый дом на Невском известного в столице архитектора Гавриила Барановского. Средств не пожалели, зато и маэстро мог использовать все новейшие инженерные решения и материалы. А уж насчет красоты и изысканности стиля модерн - так мы до сих пор, войдя в "Елисеевский", не можем не любоваться интерьером, а гости города - ахают. И хоть строение поначалу было принято горожанами в штыки, то, что "Елисеевский" давным-давно стал родным и без него Невский не представить, говорит о высоком классе и исполнителя, и заказчиков. Купцы, конечно же, хотели и себя показать, и людей удивить, и город украсить. Здание вызвало резонанс даже в Европе.
У теперешних купцов со вкусом хуже, размах не тот. А может быть, чувствуют себя временщиками, вот и не до высоких материй - северную столицу украшать. Тем более, что все сходит с рук - даже кафельные лесенки с тонкими перильцами, уместные в бане, а не на улицах Петербурга.
Смотрите также:
- Александр Флоренский: "Современная архитектура вовсе не чудовищна" →
- Евгений Ухналёв: «Петербург переживёт новоделы» →
- Реклама - двигатель культуры? →