Как живется волку в собачий холод?

   
   

Мало кто из питерцев вспоминает минувшую зиму без содрогания. Даже если дома не отрубались батареи, исправно подавалось электричество и не замерзала вода в стояках, то выходить на улицу было сродни подвигу.

Бедные свиньи

Люди выжили. А вот каково пришлось братьям нашим меньшим, которые коротали зиму на снегу или лепились по дуплам? И звери, и птицы, и рыбы, и всякие насекомыши были поставлены на грань выживания. Зоологи говорят, что сейчас еще, в принципе, рановато подсчитывать ущерб, нанесенный природой самой себе, но кое-какие выводы сделать уже можно.

Специалист Комитета по природопользованию администрации Ленобласти Федор Стулов больше всего беспокоится за кабанов. Их у нас в области всегда было достаточно, даже в пригородной местности, но эта зима могла оказаться губительной для кабанят - молодняка, который не мог промыслить достаточно корма под глубоким снегом. Взрослый кабан хоть и с трудом, но может раскопать снег до съедобных корешков, а вот детеныши еще слишком малы и слабы для этого, и одной мамаши на ораву кабанят явно недостаточно, чтобы обеспечить всех пропитанием.

А вот боровая птица, тетерева да куропатки, страдают не от холода, а от наста. Они ночуют в глубоком снегу: там тепло. Но если сверху образуется корка наста, то птице утром наружу уже не выбраться. Слава Богу, в этом году наста почти не было, поэтому любители ночевать в сугробе уцелели почти все - кого, конечно, не съела лиса или не подстрелил охотник. А корма - березовых почек и еловой хвои - у них всегда достаточно.

Волки и медведи тоже чувствуют себя вполне спокойно. Медведи в берлоге просыпаются не вовремя, только если оттепель струйка талой воды на шубу протечет. А волки, которых в этом году настреляли довольно много, научились промышлять по деревенским помойкам. Конечно, в помойках роются прежде всего ослабленные животные, а те, что могут охотиться, режут кабанов или собак. Так, в деревне Ярославичи Подпорожского района волки этой зимой всех собак съели.

Зоолог из Петербургского университета Анна Айрапетьян согласна со Стуловым: теплокровные животные в принципе адаптированы к суровым зимам. Главное, чтобы была еда - погибают ведь не от холода, а от голода, на подогрев своего тела животное тратит много энергии, которую может восполнить только едой.

Южан остановили

А вот энтомологи склонны расценивать эту зиму как катастрофическую. Сотрудник Зоологического института Александр Львовский сокрушенно говорит: "Южане могли погибнуть. Они вообще очень агрессивны при захвате новых территорий обитания, но здесь даже им мог прийти конец". Южане - это прежде всего шершни и колорадские жуки. Впрочем, как ученый Львовский, конечно, переживает, но как человек и гражданин, скорее, злорадствует: уж больно он натерпелся от колорадского жука, который обнаглел в последние годы аж до того, что захватил территорию Карельского перешейка. Многие будут рады и вымерзанию шершней - укусы этой полосатой твари, которая по размеру как три осы разом, могут приводить к тяжелым последствиям, вплоть до смерти человека. А вот жука-носорога, порой встречавшегося в южной части Лужского района, искренне жаль - он вполне мог отбросить свои рога.

Не радуют и специалисты по земноводным. Многие мелкие водоемы во время морозов промерзли до дна. Лягушки, которые залегают на зимовку по ямкам под листиками, были проморожены насмерть. Это только в Америке живет лягушка, которая способна переживать полное замерзание тела, а наши, к сожалению, не так выносливы. Массами лежат бедные земноводные у берегов речек и родников, пугая дачников, которые думают, что началась лягушачья чума или что похуже. Правда, зоологи утешают тем, что полного исчезновения вида не произойдет, кто-то все равно выжил и заселит освободившуюся территорию. На самом деле, человек вредит природе гораздо сильнее, чем она сама себе. Если животных не истреблять специально, то такие мелочи, как 40-градусные морозы, не могут извести их до конца.

Смотрите также: