Кто из нас в детстве, начитавшись Фенимора Купера и Майна Рида, не мечтал оказаться на берегах Амазонки и познакомиться с индейцами? Петербуржец Владимир ЗВЕРЕВ взял да и воплотил эту мечту в жизнь.
О вкусной и здоровой пище
По образованию Зверев физик-ядерщик, окончил Ленинградский Политех. Однако по прямой своей специальности не работал - в начале 90-х занялся бизнесом. Дела шли нормально, но заела вдруг Зверева тоска.
- Понял, что жизнь проходит, а ничего экстраординарного в ней так и не произошло, и накатила на меня сильнейшая депрессия. И вот в 1998 году я увидел по телевизору передачу о далеких странах. И понял: хочу туда! Познакомился с путешественником и этнографом Анатолием Хижняком, мы объединили наши усилия и желания, и уже в начале 1999 года были в Южной Америке.
- С визами намаялись?
- Ничего подобного. Сейчас нет никаких препятствий и запретов на выезд из нашей страны, да и виз в большинство латиноамериканских стран не нужно.
- Как привыкали к жизни в сельве?
- Очень тяжело. Мы попали из зимы в лето, причем не просто в лето, а в тропическую духоту. Помню, весь первый день я пролежал в отеле под вентилятором и истекал потом. Разница по времени в девять часов тоже очень влияла. Но тяжелее всего было пробираться пешком с огромным грузом за спиной по непроходимым джунглям в условиях стопроцентной тропической влажности.
Однажды на рынке в городе Икитосе торговец, узнав, что Зверев приехал из России, угостил его шашлыком из огромных жирных личинок.
- Отказаться было невежливо. Я, аккуратно отделяя головки с глазками, все-таки преодолел отвращение и съел несколько штучек. А потом мне даже понравилось, и я все доел до конца. По вкусу они напомнили мне хрустящие кукурузные палочки. Так я открыл для себя сури - личинки гигантского древесного жука, которые мы потом неоднократно использовали в своем меню.
Впрочем, питаться в сельве приходилось не только личинками, но и мясом обезьян, и крысами, и "живыми консервами" - черепахами.
- Главное - не думать и не видеть, что ты ешь, - считает Зверев.
В ту же первую поездку с Хижняком и Зверевым произошла курьезная история. В Бразилии русских путешественников полиция почему-то приняла за наркодельцов и поместила их фотографии в газетах. Правда, потом разобрались и, не найдя никаких доказательств обвинениям, попросили удалиться из страны. Что россияне и сделали, перейдя пешком границу между Бразилией и Колумбией, благо та была совсем рядом и представляла собой табличку и "обменник" рядом.
Первое путешествие последним не стало - с тех пор к далекой Амазонке Владимир отправляется как минимум раз в год.
Детская непосредственность каннибалов
- Владимир, вы побывали в племени каннибалов и остались несъеденным. Как вам это удалось? Сказали им, что невкусный?
- Первые минуты мы были в шоке. Мы знали о нападении на рыбацкую деревушку, произошедшем перед нашим визитом: корубо сожгли два дома и убили 15 человек. Потом двух женщин нашли с отрубленными руками и ногами и к тому же насаженными на кол, как на вертел.
- Но как вас к ним занесло?
- Нас "подставили" наши проводники. Мы им пообещали денег за то, чтобы они нас свели с каким-нибудь племенем. Никаких других племен поблизости не было, они не хотели упустить шанс заработать и отвели нас к корубо. К счастью, большинство воинов племени было в этот момент на охоте, и мы их как бы застали врасплох. Оставшихся взрослых воинов-мужчин было численно меньше участников похода нашей группы (я, Анатолий и еще четверо вооруженных проводников).
- Как вас встретили людоеды?
- Я бы сказал, с детской непосредственностью. Бросились к нашим рюкзакам, пытались залезть внутрь, затем кинулись потрошить мешки проводников. Тащили все подряд, а стоило нам вступиться за свое имущество, в глазах у них появилась злоба, они свирепо закричали, а потом схватили свои тяжелые дубинки и стали угрожающе ими размахивать. И если бы не проводники, начавшие палить в воздух, нас бы точно порешили.
- Хороши "дети"...
- Нет, позже вели они себя действительно по-детски. Стоило улыбнуться, как корубо тоже начинали смеяться. Сделаешь испуганное лицо - они сразу настораживаются и начинают озираться. Потом изначальная враждебность утихла, и мы стали относиться друг к другу более дружелюбно. Однако "расслабляться" рядом с корубо ни в коем случае нельзя - никогда не знаешь, что придет в их индейские головы. Наши проводники ни на минуту не расставались со своими ружьями. В одну из ночей мы были разбужены шумом. Выскакиваем из палаток - а наши проводники-часовые уже заняли оборону. Оказалось, увидели индейца, подбирающегося к нашему лагерю. Но никто не напал на нас.
- Какое у каннибалов отношение к женщинам? "Сиди дома, готовь еду"?
- В стойбище главной была женщина Майя. Пока мужчины охотились, все хозяйственные проблемы в деревне решали женщины, старшая из которых была она. Майю все слушались, а главный охотник и воин - Шишоуа - был ее мужем.
- Как вы думаете, что о вас подумали корубо?
- В нас, полагаю, они поначалу признали добычу, которая сама пришла к ним в руки. Понимаете, какая штука: корубо никто толком не изучал. Те, кто встречался с ними, либо погибали, либо не интересовались ими, как, например, наши проводники. Впоследствии я неоднократно встречал информацию о встречах с корубо, и каждый раз говорилось, что это был первый контакт с ними. Даже в журнале "National Geographic" рассказывалось об экспедиции, проходившей практически по нашим следам в сентябре 2002 года (через три года после нас), и утверждалось, что это были якобы первые в мире контакты с индейцами корубо. Может быть, и до нас кто-то побывал уже в этих племенах, но мы считаем, что все-таки мы были первыми.
В футбол играют настоящие: индейцы
- На каком языке вы объяснялись с индейцами?
- В большинстве племен вождь или старейшина более-менее сносно говорит по-испански. С остальными - на международном языке жестов.
- Судя по большинству ваших фотографий, индейцы не забивают себе головы проблемой, как одеться.
- Сейчас уже во многих племенах встречаются следы цивилизации в виде одежды. Но в связи с ее дефицитом такие понятия, как "мода" или "фасон", конечно, не существуют. Например, несколько лет назад в племя ураринос миссионеры завезли кое-какую одежду. Ломать себе голову над разнообразием нарядов не стали и одели женщин во все одинаковое - красные рубашки и синие юбки, отчего все стали похожи на солдат одного подразделения.
- Существует распространенное суждение: большинство индейских племен подвержено наркомании и алкоголизму.
- Это миф. Ни в одном племени мы не встретили ни наркомана, ни алкоголика. Из алкоголя они употребляют только массату, которую делают из растения маниока путем пережевывания. Выглядит это так: женщины рассаживаются вокруг большого корыта с вареным маниоком, затем набивают ею рты и, вытаращив от усердия глаза, начинают тщательно ее пережевывать - чтобы попал дрожжевой грибок. Потом сплевывают. В итоге получается слабый алкогольный напиток. Что касается наркотиков, некоторые горные племена издревле жуют листья коки.
- Чем же они занимаются на досуге?
- Это уму непостижимо, но в большинстве стойбищ различных племен, которые попадались нам, мы встречали: футбольные поля и играющих на них индейцев! Один раз мы даже устроили русско-индейский футбольный матч, который помог нам расположить к себе индейцев. Удивительно, с какой тщательностью они ухаживают за полем, каждое утро "подстригая" его мачете и не давая зарасти всепоглощающими джунглями. Даже представить себе не могу, как попала к ним эта игра. Кстати, единственные, кто не был знаком с футболом, - корубо.
Амазонка длиннее Нила?
Последняя полноценная российская экспедиция в Амазонию была предпринята в первой половине XIX века, организовал ее Григорий Лансдорф. Привезенная им коллекция флоры и фауны Бразилии хранится в Питере и считается одной из лучших в мире. Но на этом, увы, изучение великой реки русскими учеными заканчивается. Это досадное упущение Зверев намерен исправить. Сейчас в его планах - научная экспедиция по всему бассейну Амазонки под названием "От истока до устья", в которой должны принять участие ученые различного профиля. Задачи экспедиции - изучение этносов Амазонии, ее животного и растительного мира, сбор ботанического и зоологического материала для музеев. Кроме того, Зверев намерен подтвердить или опровергнуть предположение ученого Яцека Полкевича, согласно которому Амазонка длиннее Нила (если считать, что начало она берет не от реки Мараньон, а от реки Укаяли). Но, в отличие от предыдущих поездок, эту Зверев на свои кровные уже не потянет и сейчас занят поисками спонсоров.
- Не посещала мысль навсегда остаться жить в окрестностях Амазонки?
- Неоднократно. И езжу постоянно потому, что тянет туда. Однако я, видимо, все-таки патриот и бросить родину не могу. Но ведь мне ничто не мешает поехать к Амазонке в любой момент. Были бы деньги. А зарабатывать их лучше дома, в своей стране.
Смотрите также:
- Романтики с «большой» дороги. Как стать настоящим автостопщиком →
- Шесть способов начать жизнь заново →
- Лекарство для самоубийц →