Хочется напомнить петербуржцам, что Эрмитаж расположен не только на Дворцовой площади, но и в Старой Деревне.
Здесь в 2003 году открылось Фондохранилище, по своему оснащению едва ли не лучшее в мире. Сюда можно прийти, чтобы увидеть все кареты, которые есть в Эрмитаже, всю коллекцию мебели, а вот теперь открылись залы фресок из таджикского Пенджикента и российского Пскова.
Демонстрация кошелька
Занимательный вопрос: как же снимают со стен живопись? К ее лицевой стороне специальным составом приклеивают марлю, скальпелем отделяют живописный слой от стены, а потом переносят его на новую поверхность.
Пенджикент эрмитажные ученые раскапывают с 1947 года. Это цивилизация согдийцев, известных со II века до нашей эры и просуществовавшая до VIII-IX веков нашего времени. Согдийцы держали в своих руках торговлю по Великому шелковому пути. Они были настолько богаты, что фресками оказался украшен каждый третий дом! Обычно живопись шла в несколько рядов: напротив входа - изображение божества, на боковых стенах - эпические или героические сцены, внизу орнаменты или нравоучительные истории. Они расшифровываются лучше всего, потому что это сюжеты, кочевавшие по миру. Так, одна из фресок иллюстрирует басню Эзопа о человеке, которому была пожалована гусыня, несущая в день по золотому яйцу. Этого ему показалось мало, человек решил, что и внутренности у гусыни золотые - на фреске он распарывает несчастную птицу ножом. Надежды не оправдались, на последней картинке он изображен пригорюнившимся. Вполне современная история.
На фресках можно увидеть и самих согдийцев - купцы пируют, в руках чаши и платочки для утирания, а к поясу подвешены внушительные кошельки. Разница с нашим временем лишь в том, что кошельки нынче не выставляют на всеобщее обозрение.
В самом Эрмитаже отдел Востока занимает 80 залов, фрески Фондохранилища дополняют картину.
Пол Ивана Грозного
Русская экспозиция представляет фрески церкви XIV века из Довмонтова города во Пскове. Роспись сохранилась благодаря тому, что в 1701 году Петр, опасаясь нападения шведов, приказал укреплять города. Во Пскове, видимо с перепугу, а Петр Алексеевич был крут, возвели бастион в Довмонтовом городе, без сожаления засыпав землей несколько небольших старинных храмов. До 1970 года эти фрески были законсервированы в насыпи. Наши реставраторы сняли живопись с кладки, за что получили престижную премию "Золотой скальпель".
В этом же зале представлен фрагмент пола дворца Александровской слободы - любимой подмосковной резиденции Василия Третьего. От брака царя с Еленой Глинской родился сын Иван, будущий Грозный. Так что по этому полу из разноцветных плиток обожженной глины (работы итальянских мастеров) ходили цари и их жены - у Ивана Грозного их было семь. Плитки реставраторы извлекли из пятиметрового слоя обломков дворца, разрушенного в XVII веке.
В богатейшем хранилище Эрмитажа понимаешь, что это действительно музей мировой культуры, а не только западноевропейской живописи, как кажется при беглом знакомстве.
Смотрите также:
- Японский талисман. Реставратор собрала коллекцию из нескольких сотен вееров →
- На заметку туристу: легенды и мифы стран Скандинавии и Балтии →
- Последний парень на деревне →