Полина Филоненко еще учится на 4-м курсе Школы русской драмы им. Игоря Горбачева. В конце третьего курса она начала задумываться о том, что неплохо было бы сняться в кино и завести на "Ленфильме" актерскую карточку. Отнесла любительские фотографии, а недели через две ей позвонили и в один день пригласили сразу на две серьезные роли: Липы в картине "Яр" по одноименной повести Есенина и Сони Мармеладовой в "Преступлении и наказании". Пробы прошла в один день, утвердили и там, и там!
Под мухой
Первый в жизни Полины съемочный день был на картине "Яр". Впечатления от него остались незабываемые:
- Сразу начали с одной из самых сложных сцен - любовной. А я и камеру-то до этого в глаза не видела. Но рада, что так случилось, потому что это как боевое крещение. Сложных сцен было и дальше достаточно.
Так, моя героиня кончает жизнь самоубийством. Я лежу, а брат надо мной убивается. Начали снимать, а на меня - неподвижную - стали садиться мухи. И одна вгрызлась в веко! Боль адская, а мне не пошевелиться, я же труп. Одна задача - лишь бы не дернуться, не заплакать, потому что Сергей Ануфриев, играющий брата Филиппа, здорово вошел в роль, я же не могла сказать "стоп"! А когда кончился дубль - как зареву, на глазу синяк надулся. А потом думаю: как, наверное, красиво смотрелась муха в кадре - все по-настоящему. Но неизвестно, этот ли дубль войдет в картину.
И водные сцены были эсктремальными: сентябрь, холод, ноги сводит, но надо стоять в реке по колено. Ничего, такие условия заставляют быть органичнее, диктуют, как играть, ты сам ничего не придумываешь. Так что испытаниям я даже рада.
:Есенин написал эту повесть в 20 лет, мне сейчас столько же. И хотя вещь мрачная - все герои умирают, я автора понимаю: мне ведь тоже подавай роли подраматичнее, чтобы пострадать. Даже счастья жизни не надо: Понимаю, что это юношеский максимализм и потом пройдет, но сейчас мы с Есениным совпадаем.
Не покладая рук
Героиня "Яра" - деревенская, городской Полине пришлось серьезно постигать азы сельской жизни:
- Во-первых, нужно было научиться прясть. Нашли бабушку, которая стала меня наставлять. Первые минуты я была в оцепенении, думала, не смогу: тут колесо, тут нитка, тут шерсть, все это освоить - не для моей головы. А потом - оказалось, что-то в корнях есть, через несколько минут сработало - сижу, пряду. И еще есть кадр, в котором надо крючком вязать, а я не умею. Всю ночь тренировалась, а мне бабушка за пять минут показала то, что за ночь не могла объяснить вся группа. Со съемок я ушла отличной домохозяйкой!
А как-то режиссер Марина Разбежкина сказала: "Полина, у тебя слишком ухоженные руки. Давай-ка, начинай чистить картошку килограммами, мешками". Пришлось чистить, и в земле поковыряться, а еще, если человек крючком вяжет, то должна быть мозоль на пальце. Рук своих я не пожалела.
Излишества
К роли Сони Мармеладовой такой трудовой подготовки не потребовалось:
- Я из Питера, и произведение петербургское, что помогает, да и "напустить драматизма" в роли, пострадать, как я уже говорила, - хочется. Но, конечно, с Соней мы очень разные. Здесь подготовка больше внутренняя, психологическая. Правда, были ограничения и физические - нельзя брови выщипывать, в XIX веке этого не делали, - и загорать. В "Преступлении и наказании" у меня два грима. Первый - почти без косметики, это серая мышка - Соня. И второй грим, где она проститутка, там у нее яркие красные губы, черные брови огромной дугой, щеки красные. По задумке режиссера Дмитрия Светозарова, такие излишества должны подчеркнуть, что для Сони это неестественно, чуждо. Мои фотографии в этом гриме были напечатаны в газетах, и друзья говорят, что если б не было подписи "Полина Филоненко", то пытай их утюгом, они бы не сказали, что это я.
Смотрите также:
- «Не знала, как пишется «облигация»! Удовиченко о любимых ролях и Высоцком →
- "Очень правильный человек", мечтающий о безумстве →
- Игорь Масленников о Гайдаре и Гайдае →