В который раз петербургский режиссер Игорь Масленников провел лето в предместьях родного города на съемках очередной кинокартины.
Как коммандос стали командой
- Как-то вы сказали, что не делаете "высоколобое" авторское кино, а просто рассказываете истории. Какую на этот раз?
- Уже почти рассказал, все снято, идет монтаж. Это пародия на старый фильм "Тимур и его команда". Как-то мы работали со сценаристом Владимиром Вардунасом над "Что сказал покойник", в разговоре кто-то из нас обронил: "Тимур и его коммандос" - трепотня, игра слов, но нас обоих это сильно зацепило. Мы довольно долго проговорили о возможном современном ремейке. От названия родилась идея, что с Тимуром будут не пионеры, а охранники. Повесть Гайдара - абсолютно военно-патриотическое произведение, я бы сказал - милитаристское. В старом фильме дети постоянно поют песню с такими словами:
Возьмем винтовки новые, на штык флажки,
И с песнею в стрелковые пойдем кружки.
Когда война-метелица придет опять,
Должны уметь мы целиться, уметь стрелять.
Здесь же все наоборот: вооруженных до зубов негодяев-охранников, полубандитов, собственно "коммандос", которых играют Юрий Гальцев, Женя Воскресенский, Алексей Панин и другие прекрасные артисты, пацифист Тимур превращает в невинных овечек.
- Ему это удается?
- Конечно. Это же не реалистическая история. Это некие умозрительные шуточные выдумки замечательного сценариста Владимира Вардунаса.
Все бывает в первый раз
- Здесь нет никакой психологии и никаких тонкостей, а есть маски, почти клоунского характера. Все это довольно грубо, но, надеюсь, зримо. О каком психологическом рисунке, например, можно говорить, когда Юрий Гальцев в кадре давит лбом банки из-под пива? Я просто использую его замечательные качества комика.
Делаем откровенную гайдаевщину. Раньше ничего подобного я не снимал, хотя были комедии, даже детские - "Завтра, третьего апреля", комедийный детектив снял, "Что сказал покойник". Да и "Холмс" мой тоже комедия, если говорить всерьез.
Сейчас здесь практически все построено на "геках", монтажных стыках, шутках, парадоксальных ситуациях.
Нет нужды быть смешным
- Вы специально пригласили не профессиональных артистов, шоумена Леонида Якубовича например?
- Да. На роль "старика Пантелеича" мы долго не могли найти артиста. А тут в Москве на какой-то тусовке, фуршете, оказался рядом с Якубовичем, до этого мы не были знакомы. Я его увидел за столом. Шутя предложил взяться за это дело, в ответ - буря энтузиазма. И роль получилась.
Поэтому вся режиссерская работа с актерами велась во время кастинга, где я распределял "маски" среди исполнителей, для этого актер должен быть смешным по сути.
В фильме есть небольшие эпизоды, где у меня снялась замечательная пара: Михаил Светин и Вадим Жук. Им не нужно становиться смешными, уже достаточно внешних данных и сыгранных ими прежде ролей, чтобы это вызывало улыбку у зрителя.
- А как же Алексей Панин? После фильма "Звезда" разве за ним не закрепился имидж героического советского солдата?
- Да ничего подобного, я его хорошо разглядел на фестивале в Минске, какой он на самом деле. Очень способный и органичный человек, но при этом у него все данные эдакого "урки". Он "шпана" по типологии. Такой может играть кого угодно.
Звездные дети
- А как подбирались на главные роли дети, здесь какие могут быть маски?
- В свое время, в конце 60-х, когда снимали "Завтра, третьего апреля", мне нужно было подобрать целый класс детей, тридцать с лишним человек. Мы пересмотрели всех шестиклассников Ленинграда, пока наконец я не понял, что для кино годятся только те, которые не способны ничего сыграть. Они должны быть такими, какие есть. Вот сейчас Петя Кадочников, правнук знаменитого Павла Кадочникова, исполнитель роли Тимура, - ему хоть кол на голове теши, он остается Петей Кадочниковым. На просмотр его привели среди многих, я его сразу же заприметил, он был единственным, кто не хотел никого изобразить. Это его главное достоинство. На этой картине детям приходилось много работать, они здорово уставали. И единственное, что менялось в Пете, - появлялась усталость.
Такая же история была и с моей дочерью Катей, исполнительницей главной роли. Я вообще не сторонник снимать жен, детей. Поэтому на пробах ей устроил зверский экзамен. У нее были сильные соперницы, ничуть не хуже. Но одна девочка слишком походила на Петю, такая же светленькая, остроносенькая, а контраст нужен был обязательно. Другая же была всем хороша, но оказалась абсолютно не фотогенична. А Катька, как и Петя, взяла своей неизменяемостью, что бы ни происходило, хотя она, конечно, младшевата для этой роли. Но справилась.
Грустное о смешном
- Все же, почему комедия?
- Поскольку не взять наш кинопрокат ни боевиком, ни мелодрамой, решил попробовать его пробить при помощи "пуповой" комедии, совершенно отвязной. Народ-то хочет смотреть наши фильмы, но все прокатчики находятся под пятой американского проката. Например, пробиться со своим фильмом в Пушкинский кинотеатр в Москве невозможно, у них расписаны и оплачены все показы на год вперед.
- И как же выживет отечественное кино?
- Да куда оно денется, будет жить в той форме, в которой живет - на ТВ, видео. Тем более в такой ситуации, как мы, находятся почти все европейские страны, за исключением французов, пожалуй. В Италии и Испании тоже вложенные деньги не возвращаются, прокаты парализованы американцами. А вот во Франции американское кино обложили налогами. И если сделать так, чтобы отечественное кино налогами не облагалось, то все встанет на свои места. Мой проект об авторском праве лежит в Думе. Но пока воз и ныне там, есть люди, которым это невыгодно.