Примерное время чтения: 8 минут
191

Веселое, жизнерадостное существо, но не Фантомас

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18 30/04/2003

30 апреля исполняется 85 лет киностудии "Ленфильм". Кино напоминает айсберг: на его сияющей вершине - актеры, режиссер; основная, невидимая часть - люди десятков профессий, делающие фильм, и можно сказать, в самом низу - сценарист. Но с него-то фильм и начинается. Владимир Вардунас - автор сценариев таких любимых народом лент, как "Праздник Нептуна", "Фонтан", "Чича", "Анекдоты". Заметьте, все это комедии! Пишет он и для сериалов, которые тоже делаются силами ленфильмовцев - "Менты", "Агент национальной безопасности" совместно с Игорем Агеевым, "Бандитский Петербург", "Русские страшилки". Работает Владимир и для других студий.

Сидеть на золоте

- Вы считаете себя комедиографом?

- Вначале были какие-то поиски, но когда после "Праздника Нептуна" пришел успех (фильм получил более 10 наград в России и за рубежом), решил делать то, что лучше получается. Тем более что встретился с режиссером Юрием Маминым, который снимать что-то в другом жанре отказывается: "Я сижу на золоте (имеется в виду комедия), а вы мне предлагаете медь и железо".

- Есть мнение, что люди, которые в силу профессии смешат других, на самом деле - мрачные. А какой вы?

- Помните, Фантомас говорил, что он "веселое жизнерадостное существо". Я тоже таким себя считаю, а вот что скажут друзья и близкие, это уже вопрос. Например, я иногда просыпался ночью от смеха, когда придумывал какой-то сюжет. Это хороший признак для комедии. А теперь представьте, что вы спите со мной в одной комнате - мрачно!

- Вы, наверное, еще в школе всех смешили?

- Между прочим, я учился в одном классе с будущим знаменитым актером Андреем Краско. Говорят, что когда я, не зная задания, выходил к доске, зрелище было забавное. Сочинения мне удавались только на вольную тему, и над ними смеялся весь класс. Правда, отметки ставили не очень хорошие. Однажды решили написать с Андреем книгу - купили красивый блокнот в кожаном переплете, с мелованной бумагой, ручку нашли с золотым пером и сели. С чего книга начинается? С названия. Открыли первую страницу - жалко портить, исправлять-то будет нельзя, надо достойное название придумать. Так и не придумали, пошли в солдатики играть. Книгу писать не стали, зато пересказывали друг другу сюжеты фантастических романов. Я их читал мало, приходилось на ходу сочинять и врать, что где-то читал. Верили.

- Сценарист - редкая профессия. Как вы ее выбрали?

- В детстве хотел стать писателем, в юности режиссером... Получилось посередине. Сценарист на самом деле уникальная профессия. Профессиональных сценаристов всего несколько человек на многомиллионный город.

- В застолье вы являетесь душой компании, рассказываете анекдоты?

- Могу. Одно время собирал и даже сам придумывал грузинские тосты. Сочинял и песни пел. Везде приглашали. Потому перестал сочинять и петь - предпочитаю больше помалкивать. Люблю конкретного собеседника, тогда можно поговорить о чем-то важном. Если предположить, что у компании есть душа, голова, руки-ноги, то мое присутствие чаще всего оказывает влияние на печень.

Сажая зерно

- Ваша роль во время съемок: вообще не бываете на площадке или присутствуете во время важных сцен?

- В "Празднике Нептуна" самая важная сцена - когда люди в 30-градусный мороз, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранцами, прыгают в прорубь. Искали добровольцев. Я на съемки благоразумно не поехал. В фильме "Фонтан" вымерзает жилой дом, тоже экстремальная ситуация. Тут дай бог выжить, а не новые тексты придумывать.

- Приходилось ли что-нибудь по просьбе режиссера дописывать, изменять в процессе съемок?

- Сценарист - стратег, режиссер - тактик. Если стратегия верная, то менять ее во время боевых действий глупо. Битва идет за сохранение первоначального замысла. От него, как правило, остается процентов 70. Жизнь все время подбрасывает препятствия, и если требуется моя помощь, я никогда не отказываюсь додумать и добавить. Сценарист сажает зерно, и его выращивают. Если садовник дурак, тут уж ничего не поделаешь, хоть рядом стой, все равно росток погибнет.

- Случаются ли на съемочной площадке смешные истории?

- Как правило, на съемках удачных впоследствии комедий - не до смеха, потому что на площадке обычно смеются не над сюжетом, который все знают, а над тем, что кто-то ошибся, смешную рожу скорчил, удачно сымпровизировал. Все это - местные радости, они заканчиваются с выходом материала. Вот когда картина окончательно складывается, и все контексты становятся ясными, тогда воссоздается первоначальный замысел авторов, и если он верный, в зрительном зале обязательно будет смех.

- Бывает ли, что вам резко не нравится то, что получается из вашего сценария?

- Бывает. Но это, как правило, выясняется в момент окончательного сбора картины, когда уже почти ничего нельзя изменить. В процессе съемок никто толком ничего не понимает, в лучшем случае режиссер. Когда получается хуже того, что могло быть, очень обидно. Что помогает смириться? Российский менталитет. А когда у нас что хорошо получалось? И есть надежда - вот еще напишу, тогда и... Но я всегда стараюсь ставить перед собой задачу придумать такой замысел, чтобы дать возможность коллегам быть талантливыми.

- Высказываете ли режиссеру мнение о выборе актеров?

- Бывает, но часто это вызывает обратную реакцию.

- Ваши отношения с актерами. Правда, что роль Краснова в "Агенте" писали специально для Краско?

- Для Андрюши роль писали с Игорем Агеевым персонально. Для Михаила Пореченкова тоже. И для остальных основных героев на 36 серий. Однажды вместе с режиссером Владимиром Наумовым и сценаристом Тонино Гуэрра писал роль в расчете на Марчелло Мастроянни, но актер, к сожалению, не дожил.

В искусстве нельзя опоздать

- Как вам работается в содружестве с Агеевым?

- С Игорем Агеевым мы учились на Высших курсах сценаристов и режиссеров при "Госкино", вместе жили в общежитии. Дружим до сих пор. Писать вместе оказалось веселее и быстрее. Хотя по первости притирались, но школа-то одна. Если бы нам кто-нибудь сказал на курсах, что на двоих одолеем такую уйму серий, то долго бы смеялись.

- Как строится ваш рабочий день?

- Работать люблю по утрам, часов с десяти. Если написать за несколько часов хотя бы три странички, то через 20 дней может получиться полнометражный сценарий в 60 страниц. Это в идеале. Но так можно писать, если все уже придумал. Если нет, на полнометражный сценарий уходит месяца три. Дело в конечном продукте. Кто-то умный сказал, что в искусстве нельзя опоздать. Что касается сериала, то серию можно написать за неделю, а то и быстрее, но после "рывка" наступает неизбежная пауза.

- Хотелось бы вам больше заказов или хватит?

- Предложений, слава богу, пока много. Этот год у меня урожайный. В запуске две кинокартины и один сериал. Юрий Мамин приступает к съемкам фильма "Не думай про белых обезьян", Игорь Масленников начинает "Тимура и его коммандос", а Александр Котт готовится к сериалу "Реквием по каравану PQ-17", это экранизация по мотивам романа В. Пикуля. Две комедии и одна драма. Еще фантастику писал...

- Как выживаете материально?

- Пока выживаю, хотя и не чувствую себя слишком уверенно. В нашей профессии всегда то густо, то пусто. Преподаю в Университете кино и телевидения вместе с Игорем Агеевым. Из 15 человек на нашем курсе осталось 4. Преподаю не из-за денег, а из-за желания поделиться, все-таки написано более 100 снятых сценариев, если считать сериалы... И еще - в нашем деле важно не засидеться, работаешь в основном дома. А так, хочешь не хочешь, а надо куда-то - выходишь. Эмоционально встряхиваешься.

- Вы собираетесь писать "нормальные" книги, которые выходят в издательствах, а не снимаются на пленку?

- Пока написал только сказку для детей.

- Признайтесь, кино-то вы любите?

- Хорошее - очень!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах