Роль восьмого плана
- Премьера одного фильма намечена на 8 марта, другого - на 1 апреля. Первый - блокбастер «Каникулы строгого режима», я называю его «доброе семейное кино про тюрьму». У нас давно, со времен «Джентльменов удачи», не было ничего подобного. Это экранизация книги, которую я написал вместе с человеком, 12 лет отсидевшим - Федором Крестовым. В картине он даже сыграл небольшую роль. А в главных - Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Владимир Меньшов и много-много детей, потому что часть действия происходит в пионерском лагере. Надеюсь, что фильм приближается к лучшим советским стандартам: два часа смешно, а в конце все плачут...
- Если премьера второго фильма назначена на 1 апреля, это комедия?
- Это скорее фарс, в основе которого - роман «Псевдоним для героя». По сути это смесь Ревизора и Голого короля. Так бывает в жизни: человек, ничего собой на представляющий, в силу того что его раскрутили, начинает думать: «А может, я на самом деле крутой?» К картине мы придумали рекламный слоган: «Капля креатива убивает лошадь». Действие происходит в маленьком городке Великобельске - от слова «белка». Снимаем в Кронштадте, Шлиссельбурге, Саблино, там красивые водопады, и в Петербурге находим уголки, которые можно адаптировать под провинцию.
- Убедились, что Питер настолько разнообразен, что позволяет снять практически любой фильм?
- Мы убедились, что Питер для съемок не очень удобен, погода подводит. Как зарядит дождь, группа простаивает, а это деньги, у актеров рушатся планы, у нас ведь заняты звезды, в главной роли Гоша Куценко, в остальных - Алика Смехова, Рената Литвинова, Алексей Панин, Андрей Федорцов.
- Что за роль вы играете в «Каникулах»?
- Как обычно, милиционера. Но даже со словами: «Дежурный Прохоров слушает», «Дежурный Прохоров обратно слушает» и «Слава богу, живы!» Часов пять снимали - пока подстраивали декорацию, ставили камеры, свет, репетировали, а потом - 11 дублей. В «Псевдониме» я сыграл люмпена, жителя Великобельска, который выносит мусорное ведро, а в это время гремит взрыв. На мне драная майка, треники с обвисшими коленками, шлепанцы, мятая папиросина в зубах и наколка на плече «Десантник ВДВ». По ходу бросаю одну фразу. Тоже вроде простая сцена, а целый день съемок. Если за 12-часовую смену получается 3 минуты экранного времени - это хорошо.
- Проблем с тем, чтобы учить текст, у вас, понятно, нет. И все равно - страшно сниматься?
- Чего страшного, у меня же роли «восьмого плана».
- Как убиваете время на площадке в ожидании, когда поставят свет, разгуляется погода?
- Сидим под зонтиками, рассказываем истории из киношной жизни. Тут я и подсчитал, что «Псевдоним» - это сотый фильм с моим участием в качестве сценариста, с сериалами, конечно.
Сколько можно о ментах!
- Для сценариста между сериалом и кино - большая разница?
- Конечно. В сериале много разговорных сцен, а кино - это все-таки зрелище, и чем меньше болтовни, тем лучше. Вот чтобы на цитаты разбирали - это да! Вспомните, во всех наших классических комедиях не так много разговора, но каждая фраза - цитата! К этому надо стремиться.
Хочу сказать о «Ментах»: в этом сериале только первый, начальный блок - мой, потом сценарии стали писать другие. Но до сих пор всех «Ментов» ассоциируют со мной: в Интернете вопросы присылают, упрекают. Ну сколько можно!
- «Менты» родились, когда вы были начальником убойного отдела. Когда ушли из милиции, стало меньше идей?
- Я ушел из милиции уже 10 лет назад. Идеи приходят не из оперативной работы, а из окружающей жизни. Где угодно можно их подцепить, поэтому надо уши держать, как локаторы, мозг должен быть заточен на поиск новых ходов, историй. Хотя в милиции, действительно, было проще, потому что через тебя проходили жизненные ситуации, не обязательно криминальные, а человеческие. Сейчас сложнее: в четырех стенах быстро испишешься, необходимо общение с людьми .
- Но жить стало интереснее?
- Стало меньше стрессов, сам себе хозяин, у тебя нет начальников, продюсеры не в счет, потому что в конечном итоге все зависит от того, что ты придумаешь. Хотя иногда заставляют переделывать, я к этому нормально отношусь. Мы стараемся сделать хорошее развлекательное кино. Человек ведь платит деньги и хочет получить за них удовольствие, а не просто поесть попкорна. Поэтому все прорабатывается еще на сценарной стадии.
- Литературу не бросили?
- Если даже нет вдохновения и больших идей, стараюсь не расслабляться, пишу рассказы, чтобы быть в тренинге. В сентябре-октябре по Первому каналу пройдет фильм - экранизация моей книги «Трудно быть мачо»: любовная драма с Александром Лыковым и Викторией Исаковой в главных ролях.
- Нет ли у вас трудностей с созданием женских образов?
- Есть... В том же «Трудно быть мачо», когда надо было описывать чувства героини, я просил жену Вику: «Расскажи, что она могла ощущать?» Даже что-то из Викиной биографии добавляли.
- Раньше у вас были друзья-милиционеры, а среди актеров появились друзья?
- Приятельские отношения у меня со многими еще со времен «Убойной силы». На площадке общаемся, анекдоты рассказываем. Хотите - в честь Дня кино? Два оператора встречаются: «Ты женился?» - «Да». - «Ну и как жена?» - «Смотря как свет поставить».
- А я вам расскажу как сценаристу: «Сидят две крысы в киноархиве, дожевывают пленку. Одна задумчиво замечает: «А сценарий был вкуснее».