Берег Финского залива в Курортном районе Петербурга – место знаковое для российской культуры. Здесь были дома и дачи многих деятелей искусства и культуры, а известный художник Илья Репин и вовсе постоянно жил в своём загородном доме. Сейчас здесь действует музей «Пенаты», и туристы могут узнать – почему Иван Бунин в панике бежал от Репина, как художник своими руками создавал целые озёра, и почему главным хозяином усадьбы считался кот.
На берегу моря
«Пенаты» – это загородный дом-усадьба великого русского художника Ильи Ефимовича Репина, расположенный в посёлке Репино (ранее Куоккалла, на берегу Балтийского моря, под Санкт-Петербургом). Здесь мастер прожил почти 30 лет – с 1903-го по 1930 год.
Усадьбу на берегу моря художник изначально приобрёл для того, чтобы жить и в определённом уединении, и в то же время – недалеко от Петербурга, в котором с 1898 года он возглавлял Академию художеств. А после ухода с должности «Пенаты» стали для него настоящим убежищем. Название усадьбы Репин выбрал со смыслом. Пенаты – в древнеримской мифологии это боги-хранители домашнего очага, символ семьи, уюта и родного дома. Назвав свою дачу «Пенатами», Репин подчеркнул, что это место должно стать для него и его близких не просто временным пристанищем, а настоящим духовным домом, убежищем от суеты, где царят искусство, мир и гармония. Дом был построен по проекту самого художника с помощью архитектора Николая Львова. Усадьба отличалась оригинальностью: она имела форму буквы П, со стеклянной крышей, атриумом и мастерской с огромным окном, выходящим на север, – идеальное освещение для живописи. Репин сам сажал здесь деревья и прокопал несколько каналов, чтобы на участке появились небольшие озёра. Он заботился о ландшафте, выращивал цветы, любил гулять и наблюдать за природой. В «Пенатах» регулярно собирались представители интеллигенции: писатели, художники, музыканты, учёные. Репин устраивал знаменитые обеды за круглым столом, где никто не сидел «во главе», что подчёркивало равенство гостей. Говорили обо всём: от искусства до политики. Среди завсегдатаев – Максим Горький, Фёдор Шаляпин, Александр Бенуа, Николай Рерих. Приёмным днём в «Пенатах» была среда – чтобы в другие дни художник не отвлекался от работы (что могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина).
«В «Пенатах» всё дышало искренностью. Дом был, как живой, – в нём звучал смех, велись беседы, рождались картины. Репин был не только гениален, но и необыкновенно обаятелен. Он умел слушать и радовался каждому собеседнику. Я помню, как он, смеясь, рассказывал, что каждое утро здоровается со своими картинами, как с живыми людьми... Он был влюблён в деревья, в кусты, в своих домашних. Он, как ребёнок, радовался каждой мелочи. При этом он не переставал работать – даже в старости писал с неистовой энергией», – вспоминал о посещениях усадьбы Корней Чуковский.
Один из самых ярких обитателей Пенатов – толстый кот, которого Репин обожал и считал настоящим хозяином усадьбы. Никто не смел тревожить кота, даже если он преграждал путь. Репин говорил: «Он отдыхает – значит, так нужно природе!»
«Завтракать травками»
Одна из самых запоминающихся особенностей жизни в «Пенатах» – это вегетарианская кухня. Репин, особенно в последние годы жизни, стал сторонником этого типа питания со всей силой своей страстной натуры – сказывалось влияние его второй жены Натальи Нордман, которая считалась одной из самых очаровательных дам тогдашнего Петербурга и которая при этом была одной из главных агитаторов за отказ от употребления мяса. Самому Репину переход на растительное питание дался нелегко.
«Ночью меня хватила такая нервная дрожь, что наутро я решил заказать бифштекс – и как рукой сняло», – признавался он в письмах.
Однако постепенно втянулся и гостей «Пенатов» потчевал исключительно в рамках своего рациона – самодельный хлеб, бульоны из трав, котлеты из клюквы.
«Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжён ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьёзов: захочет Чуковский солёных рыжиков, вцепится в «карусель», тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой», – вспоминал поэт Давид Бурлюк.
При этом Илья Репин ещё верил в целебную силу холода и даже в самые морозные дни ночевал на неотапливаемой веранде.
Однажды он пригласил Ивана Бунина, чтобы написать его портрет. Писатель поспешил в «Пенаты» – ведь это огромная честь – быть написанным рукой самого Репина! Художник вышел встречать гостя в валенках, в шубе и в меховой шапке. И повёл в мастерскую, где было ничуть не теплее, чем на улице.
«Вот тут я и буду вас писать по утрам. А потом будем завтракать, как Господь Бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело, и душу, и даже проклятый табак скоро бросите», – набросал он план работы.
Бунин, сославшись на срочные дела, почти сразу же ушёл на вокзал: «…А там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом».
Впрочем, другие гости были терпеливее Бунина, и в «Пенатах» Илья Репин нарисовал целую серию портретов своих современников, которые и сейчас считаются классическими.
Остаться в «Пенатах»
Однако постепенно тот земной рай, который создал для себя Репин в Куоккале, приходил в упадок – в 1914 году умирает его жена, а в 1917 году революционная буря обрушивается и на голову Репина. Финляндия получает независимость, а «Пенаты» оказываются на финской территории – так Илья Репин нежданно-негаданно становится эмигрантом, никуда не выезжая со своей дачи. Граница отрезает возможность общения с прежним кругом друзей, и Репин начинает тосковать в одиночестве. Он сближается с финскими художниками, дарит часть своих картин музею в Хельсинки – но это было уже не то. С 1925 года советские власти начинают уговаривать Репина вернуться на Родину. К нему вновь приезжает Корней Чуковский, который, впрочем, пообщавшись с художником, понимает, что «друг не должен на старости лет покидать Пенаты». Существует легенда, что после общения с Чуковским Репин даже оставил запись – мол, звал вернуться, но «между прочим не советовал», однако она не сохранилась. Как бы то ни было, Репин остаётся в своих «Пенатах» до самой смерти – в 1930 году, в возрасте 86 лет. На территории усадьбы он и захоронен. А посёлок Куоккалла вновь входит в состав России в 1940 году (так невольно эмигрировавший Репин вновь возвращается в Россию, не покинув дачу), а в 1948 году населённый пункт официально переименовывают в Репино, в честь художника.