Звездная массовка
- Насколько язык повести пришлось адаптировать под современный?
- Язык абсолютно тот, которым в совершенстве владел Николай Васильевич, - он современный. Вот, например: «Хочется мне перед боем сказать вам, панове, что есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких как в Русской земле, не было таких товарищей. Так любить, как русская душа - не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, так любить никто не может». Что здесь непонятно или нуждается в адаптации?
- Когда вы писали сценарий, сразу видели в заглавной роли Богдана Ступку?
- Когда начинал писать - никого не видел, но быстро понял, что главный герой это Ступка.
- Козака Мосия Шило играет Михаил Боярский, но ведь в повести у него только одна фраза. Вы расширили роль?
- Мосий Шило - один из козаков, который делает Запорожскую Сечь. Когда я сказал Боярскому: «Миша, а не хочешь ли сыграть козака?» - он ответил: «Не только хочу, но и почту это за большую честь». Мы, конечно, раздвинули роль Мосия Шило. Тем не менее Боярский играет обыкновенного козака. Как и Иван Иванович Краско, сын Ступки Остап, покойные Хмельницкий и Дедюшко, украинские актеры - все они играют то, что в кино называется «групповка». Обычно в ней заняты неизвестные актеры, а у нас - высококлассные мастера.
- Как-то вы сказали, что с талантливыми людьми работать трудно.
- Никогда в жизни такого не говорил! С талантливыми людьми работать очень легко. Кино придумывает режиссер, но всегда предполагается, что в этом вычерченном рисунке актер делает нечто большее. Как на скрипке - можно играть на инструменте «музтреста», а можно на скрипке Страдивари - будет та же самая нота «до», но звучание - совершенно иное. Как раз в этом и заключается талант актера.
- С массовыми сценами боев, трюками у вас работал голливудский постановщик?
- Голливудский постановщик у нас был ровно одну неделю. А потом со всем справлялся, извините, ваш собеседник.
- Вам впервые пришлось ставить такие масштабные массовые сцены?
- Пожалуй, да. Хотя когда-то я снимал картину «Афганский излом», тоже непросто, но тогда вместо лошадей были танки. С лошадьми намного труднее. Из актеров - кто лучше, кто хуже - но все сидели в седле.
- А вы?
- Иногда прогуливался.
- Правда, что люди из массовки сами охотно брились наголо?
- Да, сами шли в парикмахерскую, а потом наши художники делали им чубы. Некоторые сразу оставляли чубы и очень своим видом гордились.
Как показать «адские муки»?
- В повести есть жесточайшая сцена казни козаков, но без подробностей. Гоголь говорит, что не будет «смущать читателей картиною адских мук». Как вы ее показываете?
- Так, как она написана. Если Остап перед казнью говорит, что будет терпеть и не проронит ни звука, то, наверное, нужно понимать, что его не гладят по головке. Жесткая сцена - действительно. Но не потому, что мы хотели удивить почтеннейшую публику, а просто точно перевести на язык кино то, о чем писал Николай Васильевич.
- Ваш фильм поднимает редкую ныне тему патриотизма.
- Да, у нас тема эта существует. Но почему редкая? Есть фильмы «Судьба человека», «Летят журавли».
- Давно это было.
- А что же делать? Было, и надо это знать.
- В повести Гоголя остро стоит национальный вопрос - борются русские, поляки, евреи, татары, украинцы...
- Вы сказали «украинцы»? Это тот же народ, что и русские. Разницы нет никакой. Я ведь приводил цитату из повести: «Так любить, как русская душа... никто не может». Это говорит Тарас Бульба, а не я. Вот и ответ. Гоголь считал этот народ единым, я вместе с ним - так же.
- А вот на Украине теперь спорят: Гоголь - русский писатель или украинский?
- Идиотов же хватает. Если посмотреть историю, то на территории Украины были разные государства. В том числе Великое княжество литовское, потом Речь Посполитая, то есть Польша. Тем не менее всегда там жил один и тот же наш народ. Он и сейчас там живет. И от нас с вами, поверьте, ну ничем не отличается.
- Вы знаете украинский?
- В совершенстве. Хоть я родился в Москве и вот уже более 30 лет живу в Петербурге, детство и юность прошли на Украине, там я учился. Я не только народный артист России, но и народный артист Украины. Кстати, 2 апреля премьера «Тараса Бульбы» состоится в Киеве.
- Вы работали над картиной почти четыре года. Сдерживали проблемы с деньгами, кризис?
- Я не был продюсером, а только режиссером-постановщиком, поэтому деньги меня не волновали. Мое дело говорить артистам: «Сделайте приятную улыбку».
- Фильм закончен, каковы ваши ощущения?
- Ощущение одно: что дальше делать, как снискать хлеб насущный.