Доказать сговор станет проще

   
   

Федеральная антимонопольная служба имеет грозную аббревиатуру "ФАС". И хотя ее руководитель по Санкт-Петербургу Олег КОЛОМИЙЧЕНКО - человек исключительно мирный, его управление считается самым грозным в стране. Оно засудило бензиновых королей в Страсбургском суде, оно первым в России выписало штраф на несколько миллионов долларов. Оно даже предлагало "Зениту" найти управу на "Севилью" после поражения петербуржцев 1:4 в четвертьфинале Кубка УЕФА.

По объективным причинам

- Петербург жаждет узнать, договаривались ли строители повышать цены на жилье в 2006 году.

- Да, у нас есть поручение прокуратуры, и на сегодняшний день мы продолжаем проверку. Но, скорее всего, рост цен на жилье произошел по объективным причинам. Строительный рынок - очень интересный, закрытый, на нем законы спроса и предложения в чистом виде не работают. Спрос есть, а достаточного предложения нет из-за дефицита площадок для строительства. Их не хватает не только тем, кто приходит из других областей и регионов, но и тем, кто на питерском рынке давно. К середине ноября появятся первые обобщающие материалы, но лично у меня большой скепсис по поводу того, что найдутся элементы сговора. В основе подорожания квартир во многом лежит влияние органов управления, как региональных, так и федеральных. Данными, что банки или строители специально придерживают жилье, стремясь продать подороже, мы не располагаем. И потом, я слабо себе представляю, как питерские строители договорятся с коллегами в Екатеринбурге или Анапе, где квартиры тоже сильно подорожали.

- Как ваша служба устанавливает факт картельного сговора, и как действуют ваши коллеги на Западе?

- В Америке есть два антимонопольных органа, Антитрестовский департамент Минюста и Федеральная торговая комиссия. У Антитрестовского департамента есть возможность слежки, внедрения агентов, подкупа и других подобных действий. У Европы подход другой. Там в законодательстве очень жестко прописано взаимодействие правоохранительных и антимонопольных органов. У нас в этом направлении сейчас тоже много делается - например, в структуре МВД создан отдел по антимонопольным правонарушениям. Постепенно мы придем к европейской модели. Плюс новый закон "О защите конкуренции", который вступит в силу 26 февраля, облегчит наше бремя. Он существенно расширит список нарушений, там много нового по процедурным вопросам, так что доказать сговор будет проще. В связке с законом идут поправки в Кодекс административных правонарушений и Уголовный кодекс. Штрафы есть и сейчас - достаточно вспомнить, как наша служба оштрафовала на несколько миллионов долларов "Евроцементгрупп", правда, по итогам нескольких судебных заседаний мы заключили мировое соглашение. С 26 февраля система штрафов в России ужесточится. Сегодня они фиксированные, до 5000 МРОТ, а по новому закону появятся штрафы с оборота. Не такие большие, как в США, где разрешается штрафовать до 10 процентов с оборота, но и два процента с оборота - деньги очень серьезные.

Москва разберется

- Когда питерские антимонопольные органы разберутся с конкурсом пассажирских перевозок?

- Питерскими перевозчиками сейчас тоже занимается центральный аппарат нашей службы. Такое решение принято в результате переговоров между нами, нашим руководством и Смольным. В Петербург несколько раз приезжал Артемьев (глава ФАС. - прим. Б. М.), мы эту тему обсуждали. Учитывая, что каждый стоял на своем, Артемьев взвалил на себя эту ношу. Но уже сколько времени прошло, а Москва все молчит, хотя обещала возбудить дело до конца октября. Я полагаю, что раньше наших федеральных органов примут решение суды Питера, в которые обратились перевозчики.

- Многие города России не проводят конкурсы на пассажирские перевозки и живут прекрасно.

- Я знаю. В Волгограде более 60 перевозчиков, никаких забастовок, столкновений конкурентов, нареканий, а стоимость проезда - одна из самых низких в России. Вопрос неоднозначный, и даже в нашем ведомстве тоже были сомнения о правомочности конкурса. В принципе закон разрешает любому, кто получил федеральную лицензию, заниматься этим бизнесом. Но я не представляю, как в центре Питера к станции метро у нас будет подъезжать по 50 микроавтобусов. У городов разные условия, разные финансовые возможности. Например, Петербург меньше Москвы пригоден для интенсивного дорожного движения. Лично я - за конкурсы, надо только их правильно организовать. Нужно не привязывать социальные маршруты к коммерческим, а менять критерии. Нельзя вынуждать предприятия обзаводиться собственной ремонтной базой. При условии использования исправной новой вместительной техники критерием должна быть стоимость проезда. Тут нашу правоту подтверждают, назовем их условно, "аутсайдеры" смольнинского конкурса, которые почти год держат самую низкую цену. Второй важный критерий - поддержание интервала. Не только в часы пик, но и днем, и поздним вечером, и ранним утром.

Европейская управа?

- Два года вы судились с топливными компаниями Петербурга и доказали их умысел в повышении цен на бензин в 2000 году. А какие проигранные или невозбужденные вами дела могли иметь еще больший резонанс?

- После поражения "Зенита" от "Севильи" 1:4 в четвертьфинале Кубка УЕФА я нашел у испанцев ряд признаков того, что мы называем недобросовестной конкуренцией. Подготовил бумагу, передал ее Фурсенко, и очень жаль, что руководство "Зенита" не среагировало.

- И что, по-вашему, можно было сделать?

- Обратиться в Европейскую комиссию. Там есть генеральный департамент номер четыре, который занимается вопросами недобросовестной конкуренции. Прежде всего, отсутствовала телевизионная трансляция. Повод с моей точки зрения неадекватный - конфликт "Севильи" с телекомпанией, владеющей правами на показ матчей. В результате наши спонсоры не имели возможности рекламироваться на очень высоком уровне, потеряны миллионы долларов. Пострадали и наши игроки, которые могли получить хорошую прессу и предложения из Европы. К сожалению, у меня нет информации, как "Зенит" боролся за трансляцию, но ее отсутствие создало ряд преимуществ "Севилье". Стало невозможно адекватно оценить действия судьи из Люксембурга. Он допустил несколько результативных ошибок, к тому же недавно я узнал, что судья в перерыве этого матча при счете 1:1 разговаривал с представителями "Севильи", что строжайше запрещено. Наконец, избиение на трибуне полицией питерских болельщиков нанесло психологический удар по команде! И отсутствие трансляции фактически не позволило "Зениту" доказательно представить УЕФА все эти моменты в протестном формате. А я был готов возбудить дело по заявлению наших спортивных баров, рекламодателей, даже агентств, представляющих интересы футболистов. Еврокомиссия была бы обязана рассмотреть этот вопрос. Как минимум комиссия могла бы предложить УЕФА навести порядок в вопросе трансляций и оговорить права третьих лиц на случай конфликтных ситуаций.

Ничья с Матвиенко

- В Петербурге уже три года работает новая администрация. Ваша служба выносит ей больше предписаний, чем администрации Яковлева?

- При Яковлеве предписаний было намного больше. Новая власть старается аккуратнее действовать по всем направлениям. Особенно в последний год. Можно сказать, притерлись друг к другу.

- Поэтому вы отдали Москве "дело о перевозчиках" - чтобы не портить отношения со Смольным?

- Это одна из причин, но не главная.

- В конце 90-х про антимонопольные органы говорили, что вы играете с властью в шахматы. У кого преимущество в вашей партии с Матвиенко?

- Ближе к ничьей. Дело не в мастерстве игроков, а в объективных условиях. Первое: нигде в мире антимонопольные органы властью не занимаются. Второе. Хотя в России выстроена вертикаль власти, наши функции остались как бы сами по себе. Губернатор сегодня в любом регионе - фактически главный федеральный чиновник, и одновременно он командует местной властью. А мы - своего рода экономическая прокуратура. Может, имеет смысл, чтобы мы готовили для губернатора квалифицированную информацию, давали рекомендации: чтоб нарушения не стали системой. Но полностью интегрироваться в вертикаль власти мы не должны. Мы - контролирующий орган, "санитары леса". Вот почему я бы не сказал, что стремлюсь к победе в этой шахматной партии. Проиграет губернатор - значит, она не выполняет своих обязанностей. Проиграю я - значит, я плохо работаю.

Смотрите также: