В конкурсе проектов строительства небоскреба для "Газпром-Сити" победила почти четырехсотметровая башня английских архитекторов. Значит, строительство - дело решенное? А голоса многочисленных противников небоскреба, который изуродует невскую перспективу, услышаны не были?
О. Николаева
Сторонники строительства административно-делового комплекса "Газпром-Сити" на Охте сравнивают победивший в конкурсе проект небоскреба с заостренным язычком пламени. Газ, как-никак, основной продукт компании. Противники же башни обозвали ее "кукурузным початком". Первые отмечают, что возведение небоскреба откроет новую страницу в истории экономического процветания города, вторые предрекают дальнейшее разрушение архитектурного облика Петербурга. Так или иначе, но выбор жюри совпал с "народным голосованием", в котором приняли участие почти 13 тысяч петербуржцев, посетивших выставку проектов в Академии художеств. Остальные пять проектов понравились горожанам значительно меньше.
Что дальше? Проект будет дорабатываться. Ведь это всего лишь эскиз, архитектурная концепция. К июню следующего года архитекторы должны уточнить технические детали, возможно, пересмотрят и высотные амбиции. Но от строительства небоскреба, несмотря на протесты общественности, ни "Газпром", ни Смольный отказываться не собираются, поскольку формально Охта находится за пределами охранной зоны. А то, что стеклянная башня, переливающаяся всеми цветами радуги, будет видна со всех основных точек исторического центра и может разрушить гармонию высотных доминант: ну, так должен же город развиваться.
Тем временем строительство небоскреба на берегу Невы грозит обернуться включением Петербурга в "черный список" памятников архитектуры, находящихся в опасности. Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО уже направил российским государственным органам официальный запрос по поводу конкурса архитектурных проектов "Газпром-Сити".
Кстати, планы по строительству высотки буквально напротив Смольного собора далеко не единственный повод для беспокойства у европейских экспертов. В свое время недоумение у них вызвало и уменьшение охранных зон в Петербурге, новые границы которых были утверждены в прошлом году. Этот вопрос Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО собирался рассмотреть на ближайшей сессии. Теперь его членам придется понять, не являются ли эти события опасной тенденцией или страхи петербургской общественности обусловлены лишь косностью мышления?
Смотрите также:
- Башня раздора: куда перенесут скандальный небоскреб «Охта-центр»? →
- ЮНЕСКО еще не оценила последствия строительства «Охта центра» →
- Питер между Парижем и Лондоном →