Прокатимся на... самосвале
Он расположен в Ленинградской области во Всеволожске. В холодных ангарах размещается около 190 раритетов. Это легковые и грузовые автомобили, тракторы, мотоциклы, шасси и даже велосипеды.
Вот первый образец ГАЗ-А 1932 года выпуска - модифицированный "Форд". В нашей стране их сохранилось всего несколько штук. Есть автобусы советского довоенного производства, в том числе единственный в стране и, скорее всего, в мире, автобус модели ЗИС-16. Крайне редко встречается сегодня и самосвал ЯС-3 Ярославского завода.
Давит массой гусеничный трактор "Сталинец". На этом, или почти таком, герой Николая Крючкова в знаменитых "Трактористах" давал по три нормы без перерыва. Украшение коллекции - мощнейший по тем временам грузовик "Студебеккер", который американцы поставляли нам по ленд-лизу.
Зарубежные легковые автомобили в основном немецкие и американские - "Опели", "Мерседесы", "Крайслеры", "Шевроле". Везли их в качестве трофеев после Великой Отечественной или из стран-союзников.
Знатоки замирают у мотоциклов "Харлей", "Индиана", "БМВ". А на мотоцикле "Милле", выпущенном в Германии, работает сигнал и даже уцелел немецкий номерной знак 70-летней давности.
С 1945-го началось производство отечественных легковушек. Они тоже представлены в музее - надежная "Победа", пришедшая на смену довоенной "Эмке", авто представительского класса 6-местный ГАЗ-12 "ЗИМ", бронированный ЗИС-115. Этих моделей в мире сохранилось 3 - 4 экземпляра. Говорят, на одной из таких машин ездил руководивший городом в блокаду А. Жданов.
В 60 - 80-е годы советский автопром, наконец, "раскачался". До сих пор вызывает восхищение правительственная "Чайка", в народе именуемая "членовозом".
Среди недавних приобретений - уникальные станки, их передал завод им. Климова. Удалось заполучить и мотоколяску, выпуск которой был прекращен в 1991 году, пожарную машину и кран. Пару лет назад промышленники подарили "МАЗ-200". Сегодня автомобилей этой марки, у которых вся ходовая часть и узлы были бы "родными", практически не найти.
Реставрация дороже, чем авто
Трудно поверить, что весь этот комплекс держится на одном человеке - Андрее Значко-Яворском. Он и директор, и механик, и менеджер.
Все началось 30 лет назад с известного в Советском Союзе клуба любителей старинной автотехники "Скороход", расположенного на Охте. В перестройку клуб не выдержал давления рынка. А 10 лет назад самый преданный член клуба Андрей Значко-Яворский зарегистрировал Национальный автомобильный музей. На этом участие государства, похоже, и закончилось. Выручил случай. Как-то Андрей познакомился с предпринимателем Олегом Титберия. Оказалось, что он такой же страстный любитель старинной техники... Сегодня музей развивается в основном благодаря его помощи.
Уже построены площади под ремонтную базу, экспозицию, хранение фондов. Но средств явно недостаточно. Нужны инженерные сети, инфраструктура, отделка. Поэтому редкие машины пока "загнаны" в ангары и в тесноте пылятся на "складе". Больной вопрос - реставрация. Несколько лет "по велению души" здесь работали три специалиста, ценители "железа", но на голом энтузиазме долго не продержишься.
- Реставрация требует огромных средств, - рассказывает Андрей Значко-Яворский. - Мы как-то купили "Волгу" за 500 долларов. Чтобы привести ее в первоначальный вид, понадобилось несколько тысяч "зеленых".
Вместо "Шевроле" - на автобусе
Между тем 25 % всего парка - на ходу. Что и продемонстрировал нам Андрей.
Удивительно, но владелец одной из самых больших автомобильных коллекций мира сам за руль садится редко. Комфортным "Шевроле" и "Чайкам" он предпочитает общественный транспорт.
А вот кто любит использовать раритеты из Всеволожска - так это киностудии. Машины из музея "играли" более чем в 40 отечественных и зарубежных лентах. Наиболее известные - "Тоталитарный роман", "Хрусталев, машину!", "Барон", "Эшелон", "Блокада".
Последняя "роль" - в сериале "Мастер и Маргарита": помните автобус, куда прыгнул Коровьев? А "воронок", на котором увозили впавшего в ярость Бездомного?
И хотя средств в обрез, Андрей руки не опускает. Мечтает о "копейке" и городском автобусе "ЛИАЗ", снятом с производства. Одновременно получены сертификаты на 74 машины, подтверждающие, что они являются памятниками науки и техники и включены в общероссийский каталог.
Он ищет машины повсюду. Говорят, автомобили его чувствуют. "Виллис" 1937-го года "рождения", сохранившийся почти в первозданном виде, он обнаружил за гаражами на свалке, хотя сотни людей прошли мимо. Случаются и неудачи. Иногда звонят: забирайте, приезжайте, но только... на другой конец страны. От заманчивого предложения приходится отказываться. А сейчас он отправился на поиски в Новгородскую область.
Смотрите также:
- Авто для Сталина и Бонда. Петербуржец восстановил машину-реликвию ЗИС-110 →
- «Глаза» для российской военной техники делают на «Магнетоне» →
- Рождение привычных вещей →