38

Рождение привычных вещей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 29/10/2003

В советское время экскурсии на производство были довольно стандартными: старшеклассников заманивали в цеха в целях профориентации, пэтэушникам показывали место их будущей работы. Все было в меру предсказуемо и скучно. Теперь же, в условиях рынка, тем более такого дикого, как у нас, популярность продукции предприятия порой зависит не только от навязчивой и порой уродливой рекламы. Человек, увидевший своими глазами, как делается тот или иной продукт, часто начинает испытывать к нему интерес, будь то нитки или краска. Глядишь, и покупать будет свое, родное, а не импортное.

Цеховая романтика

На старых огромных предприятиях типа Ленинградского металлического завода нынешние экскурсии почти не отличаются от прежних, советских. Те же школьники с пэтэушниками, те же студенты и спецы из других городов. Убавилось только идеологии, а цеха пыхтят по-прежнему. Хотя ЛМЗ - предприятие заслуженное, но их продукт не слишком близок простому обывателю, поэтому и расширение контингента экскурсантов здесь невозможно.

А вот Кировский завод оказался в более выгодном положении. В отличие от ряда других производственных гигантов, продукция которых все-таки достаточно умозрительна (ну кто из обывателей представляет себе турбинную лопатку?), производитель известнейшего в нашей стране трактора может показать свое детище и снискать аплодисменты даже непосвященных. Очень привлекательны экскурсии в музей денег при Монетном дворе в Петропавловской крепости. Там стоят станки, на которых при известном старании можно сделать себе жетон на память о посещении музея - поставить настоящее оборудование, производящее деньги, администрация не рискнула.

Абсолютно новый тип экскурсий распространился в компании "Текс". Ни один сотрудник компании, от сторожа до менеджера, не может избежать обязательной экскурсии по предприятию, без которой новобранец не считается полноценным тружеником. Руководство "Текса" справедливо полагает, что только лицезрение продукции, которую производит и продает компания, может подвигнуть нового работника на трудовые подвиги. Гордость за свое предприятие, о которой так много говорили в советское время, возродилась на "Тексе" в такой необычной форме. А студенты-химики, приходящие сюда просто как экскурсанты, часто изъявляют желание остаться здесь работать - уж так им понравилось увиденное. Детям интересно узнать, из чего состоит краска, как смешивают ее компоненты, - на новом и красивом оборудовании производственный процесс смотрится особенно эффектно.

Экскурсии съедобные и несъедобные

Есть экскурсии и на прядильно-ниточном комбинате имени Кирова (бывшая мануфактура барона Штиглица). Само здание мануфактуры, шедевр промышленной архитекторы, чудесным образом сочетается с индустриальной мощью Большеохтинского моста, возле которого стоит комбинат, а приведение старых помещений в годные для экскурсий впечатляет на фоне рассказов о том, в какой разрухе пребывало предприятие еще не так давно. Здешний музей тоже выгодно отличается от многих скучных производственных музеев своей наглядностью и явной попыткой заинтересовать посетителя. Поэтому посетители не пробегают его залы галопом в надежде поскорее избавиться от нудных речей экскурсовода, хотя само производство все-таки производит больше впечатления. Процесс превращения бесформенной кипы хлопка в нитку, которая потом окрашивается и сматывается в катушки, завораживает даже мальчиков-старшеклассников, не говоря уже о девочках, умеющих держать иголку в руках. Одна девочка после такой экскурсии даже сказала: "Это все вранье, что нельзя подобрать нитку в цвет под мои пуговицы. Здесь можно подобрать все". Неопытного экскурсанта поражают также альбомы, в котором бантики из ниток представлены в пределах цветовой гаммы (одного зеленого может быть до 50 оттенков, как в Ирландии). Каждому оттенку присвоен свой номер - именно так химики и торговцы находят общий язык.

Душевные экскурсии проводит компания "Хлебный дом". Лицезрение производства булок и пряников повергает экскурсантов обычно в благодушное настроение. Те из них, кто явился на экскурсию в сытом виде, нагуливают аппетит среди хлебобулочных конвейеров и начинают мечтать о кружке горячего чая с продукцией непременно здешнего производства. Дети пишут сочинения, посвященные булочкам, и лучшие творения попадают в архив "Хлебного дома" для использования в рекламных целях. Среди производителей съедобной продукции отличились еще пивоваренные компании "Балтика" и "Вена", но аппетит, который разыгрывается у тамошних экскурсантов, имеет право разыгрываться только у взрослых: лица до 18 лет на такие экскурсии не допускаются.

Находятся желающие посетить и кирпичное производство. Каждый из нас этот стройматериал видел, да не каждый знает, как он на свет родится. А уж музей, которым славится НПО "Керамика", привлекает не меньше, чем сам современный разноцветный кирпич, который делают на этом предприятии. Каких только кирпичей нет в этом музее! Его создатели гордятся тем, что лично облазали все старые питерские и пригородные развалины, собирая уцелевшие экземпляры с клеймами и спасая для истории имена таких производителей кирпича, как господа Ленин или Хиль. После таких экскурсий люди начинают разглядывать старые кирпичные стены с особым почтением.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах