В Арапском зале Эрмитажа открыта выставка "Фарфор конца века", возрождающая историческую традицию ежегодных представлений в Зимний дворец лучших произведений петербургских мастеров. Это почти сто работ художников Ломоносовского фарфорового завода.
В качестве краткого исторического экскурса представлены два произведения 50-х годов прошлого века - ваза Владимира Семенова "Кристалл", получившая Гран-при на Брюссельской выставке 1958 года, и сервиз Нины Славиной "Белые ночи". Остальные работы созданы в последние годы, а есть такие, которые доставлены прямо из обжига, с пылу с жару. Можно увидеть сервизы, декоративные блюда, скульптурные композиции. Для современных художников "при жизни выставиться в Эрмитаже" - великая честь. О чем за всех сказал Михаил Сорокин, который трудится на ЛФЗ вот уже 18 лет и которому была доверена миссия перерезать ленточку.
- Михаил, все-таки основная работа художника на заводе - выполнять производственное задание. Не скучно всю жизнь делать чашки?
- Нет, их может быть великое разнообразие! Да и почему только чашки? В художественной лаборатории мы занимаемся разработкой современных перспективных направлений. Искусство не может стоять на месте, жизнь меняется, в том числе и отношение к фарфору, чайному или кофейному столу.
- Сервировка становится богаче?
- Даже не в этом дело, перемены принципиальные. К примеру, распадаются традиционные чайные и кофейные ансамбли. Сейчас вот чай многие предпочитают пить из пакетиков, заварные чайники стали не очень нужны.
- Так из-за пакетиков поле деятельности художников сужается?
- Наоборот, если традиционные ансамбли разрушаются, это не значит, что взамен нельзя сделать ничего нового. Вместо традиционно главных чайника или кофейника могут быть: скульптура, ваза, пластика. Давно вынашиваю идею таких вот сервизов, где нефункциональный предмет является главным, да и в основных - тех же чашках - заключены другие смысловые значения, даже игровые.
- Пока заварной чайник еще не окончательно свергли, расскажите: правда, что самое трудное - сделать носик так, чтобы не подтекал?
- Здесь есть свои приемы. Если подтекает, значит, не очень правильно сделан, но это на каком-то другом заводе, не нашем (смеется).
- А как вы относитель к тому, что в народ хлынули чашки, а то и целые сервизы, к примеру, от "Чибо" - "Собери десять наклеек и получишь чашку"?
- Спокойно отношусь, это реклама. Мы не принимаем участия, а на самом деле на заводе вполне могли бы выполнять интересные заказы.
- Недавно я хотела купить чашку с видом Петербурга в подарок, но эти изображения оказались такими скучными!
- Чашки с видами Петербурга делают даже за границей и продают у нас - бизнес, рынок!
- Как часто на ЛФЗ обновляется ассортимент?
- Не так часто, как хотелось бы, но сейчас на заводе происходят изменения, возможно, процесс пойдет быстрее. И все-таки надо учесть, что покупатели привыкли к традиционным сервизам, нужно действовать деликатно, чтобы не лишать удовольствия многих.
- На работе пьете чай из собственной чашки?
- Конечно, есть у меня бокал граммов на 250-300, любимый.
- А над чем при этом размышляете?
- Над производственным сервизом. Это значит - большой тираж и прибыль заводу.