Примерное время чтения: 5 минут
61

Музеи, где не поучают

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 03/10/2001

Сколько у нас в городе музеев, пожалуй, не знает точно никто. По одним данным - сто сорок с чем-то. По другим - двести сорок с чем-то. Вероятно, путаница в том, что сведения порой устаревают, некоторые музеи, открывшись на некоторое время, потом приказывают долго жить, либо состоят при предприятиях или учебных заведениях и не всеми списками учитываются, либо не регистрируются как музеи. Профессиональные музейщики ругают такие самодеятельные музейчики за дилетантский подход к делу, но публике часто бывает невдомек - на чьи деньги ни содержится заведение, лишь бы в нем было интересно.

Игрушки - дело серьезное

Музей игрушки - как раз то самое частное учреждение культуры, зарегистрированное именно как музей. Хотя живет оно не на государственные деньги, но директор там назначается, а сотрудники подбираются по профессиональным признакам.

Один из признаков серьезного музея - строгая каталогизация фондов, стройные ряды единиц хранения. В Музее игрушки сейчас почти две с половиной тысячи этих самых единиц хранения - конечно, далеко не все из них выставлены. Вот, например, сейчас очень активно несут елочные украшения, бусы, шары и дедов-морозов.

Но эти экспонаты - прежде всего игрушки, интересные и детям, и взрослым. Трудно себе представить человека, с постной рожей глядящего на предметы своих детских восторгов.

Игры народа

Целый зал посвящен народным игрушкам - тем творениям безвестных в большинстве своем мастеров, которыми наслаждались дети крестьян и мещан во всех странах мира. Даже пигмеи, у которых туго и с хижинами, и с утварью, делали своим детям игрушки из коры. В коллекции музея есть что-то подобное: палочка для какой-то нехитрой африканской игры, а также игрушечный велосипед, скрученный из обрывков проволоки. А негритянские девчонки играют в дочки-матери страшными деревянными идолищами, которые на самом деле изображают красавиц. Не менее устрашающее впечатление производят и якутские игрушки.

Среди славянских игрушек сразу привлекают внимание фигурки из: овечьего сыра. Правда, карпатские сырные фигурки имеют скорее отношение к культу почитания предков (их оставляли на могиле), нежели к игрушкам, но маленьким детям, которые ближе других стояли к потустороннему миру, поскольку недавно сами пришли из небытия, разрешали в них играть.

Русские игрушки представлены во всем их разнообразии. Есть деревянные, есть глиняные, есть берестяные. Есть "дергунчики" на веревочках, есть свистульки и барыни-красавицы. Часть этих игрушек представлена знаменитыми народными промыслами, часть сделана современными мастерами, работающими в традиции.

Солдаты цинковой эпохи

Игрушки индустриальной эпохи, конечно, сильно отличались от тех, что изготавливались в одном экземпляре. С появлением игрушечных фабрик процесс упростился: по одному конвейеру едут головы, по другому - руки, по третьему - еще что-нибудь; десятки рук втыкают в головы стеклянные глаза, наклеивают натуральные волосы, надевают изящные платья.

Кроме девчачьих любимиц, в то время активно выпускались и солдатики, которых мы привыкли называть оловянными, по Андерсену. Но из олова их делали редко, поскольку этот металл вреден для здоровья. Чаще всего фигурки отливали из цинка.

Советские игрушки уже носили определенную печать времени: пупсы-пионеры, айболиты-неваляшки, настольные бильярды, жестяные сундучки для кукольного приданого, дяди степы и маши-растеряши. Среди них выгодно смотрится деревянный крокодил в тюбетейке: он мог ходить лапами, шевелить наборным хвостом и поводить зубастой башкой.

Кукольный бум

За последние лет тридцать Европа узнала натуральный кукольный бум. Все, кто имел на это желание и средства, кинулись собирать кукольные коллекции. Средства часто нужны были немалые - настоящая старая кукла с восковой или фарфоровой головкой стоит дорого.

Парики для дорогих кукол делались из настоящих волос, одежда была тоже практически настоящей - только маленькой, никаких упрощений и стилизаций для кукол-барышень не допускалось. А тело делали часто из толстой кожи или текстиля, набитого сухими водорослями, причем ручки и ножки сгибались, как у человека, - все было на шарнирах.

К сожалению, советские куклы, особенно послевоенные, особой красотой похвастаться не могут. Когда стали "шлепать" пластмассовые игрушки, отечественные "ляльки" могли выигрывать только в прочности: скинешь такую подругу жизни с пятого этажа - и ничего.

Развлеките нас!

Музеев, где не поучают, а скорее развлекают, в городе не так уж и много. К Музею игрушки в этом деле присоединяются Музей кукол, Музей граммофонов и Музей Остапа Бендера. Каждый из них подходит к делу по-своему.

Музей кукол на Васильевском появился в свое время именно на гребне кукольной моды и вряд ли может претендовать на звание серьезного музея, но многим посетителям, особенно детям, там нравится.

Музей граммофонов на Петроградской, принадлежащий бывшему цирковому артисту Владимиру Дерябкину, тоже, скорее, больше частная коллекция, нежели музей, но людям очень нравится рассматривать старинные музыкальные машины, а уж сам антураж музея - хозяин в косоворотке, попугай Ерема в клетке и старые грампластинки на стенах - обычно приводит публику в состояние мления. Кому в голову придет здесь задавать сухие профессиональные музейные вопросы?

А уж Музей Остапа Бендера - тоже на Петроградской, основанный "фаном" персонажа Ильфа и Петрова Анатолием Котовым, тем более отбивает такую охоту. Конечно, никто и не говорит, что все эти вещи принадлежали Остапу, который то ли был, то ли нет. Но все эти предметы - детища того самого времени.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах