Я была в краеведческом музее на Байкале, и там мне рассказали, что вещи покойных шаманов, выставленные в экспозиции, иногда "бузят", и для их усмирения приходится вызывать живого шамана. А ведь в нашем Этнографическом музее тоже есть такие вещи. Как они себя ведут?
И. Кореневская
Рассказывает директор Этнографического музея Владимир Грусман:
- Действительно, в экспозиции нашего музея есть костюмы шаманов, их личные вещи. Когда несколько лет назад выдающийся итальянский сценарист и художник Тонино Гуэрра приезжал в Петербург и зашел в Этнографический музей, он как раз попал на свежую выставку, посвященную якутской традиционной культуре.
Тонино Гуэрра увидел шаманские костюмы и сказал: "Я хотел бы это померить". А я ему говорю: "Не советую". Отказал гостю. И рассказал историю, которая произошла в нашем музее в начале 70-х годов, правда до меня еще. Когда великий танцор Махмуд Эсамбаев делал серию композиций "Танцы народов мира", то захотел станцевать шамана. Он приехал в наш музей и попросил на время костюм шамана. А у нас работал один сотрудник родом из Хакассии, и он серьезно так сказал Эсамбаеву: "Вы не понимаете, нельзя вам надевать этот костюм, да еще танцевать в нем. Это можно только шаману". Но ведь Эсамбаев - народный артист, Герой Соцтруда, при нем свита из горкома партии, они просто отодвинули этого музейщика, взяли костюм, Эсамбаев надел его, немного прошелся: и упал. И две недели лежал неподвижно. Это не было комой, он находился в сознании, не лишился речи, но испытывал такую страшную слабость, что даже есть почти не мог, жевать и глотать не мог. Я как директор музея и как православный человек уверяю: шаманские вещи обладают несомненной сакральной силой.
- Но ведь Эсамбаев все-таки изображал шамана в фильме "Земля Санникова"!
- Изображал, но не танцевал шаманский танец, это разные вещи, он просто импровизировал. И костюм у него был из тряпок и шкурок, абсолютно ненастоящий. Он как полежал неподвижно 14 дней, так сразу отказался не только от своей идеи использовать шаманский наряд - от самого танца отказался, ему и вспоминать об этом не хотелось.
- Ну, наверное, с другими костюмами в вашем музее проблем нет?
- Представьте себе - есть. Костюмы на манекенах вынашиваются. То есть одежда, которая надета на них, выглядит так, как будто ее носили и стирали. Подкладка сечется, швы начинают выделяться на ткани. А ведь ее никто больше, кроме неподвижных манекенов, не носит! Самое интересное, что практически все мои коллеги из других музеев, даже из других стран, с которыми я разговаривал на эту тему, подтверждают мои наблюдения. Вот хотите - верьте, хотите - нет.