Примерное время чтения: 5 минут
128

Иди в музей - посверли и забей!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 01/11/2006

Петербургский музей инструмента - явление уникальное, хотя бы потому, что больше в России подобных заведений нет. К тому же это единственный из отечественных музеев, где вы не увидите таблички "Экспонаты руками не трогать". Здесь можно и даже нужно все трогать, поэтому у посетителей есть шанс попробовать в деле любой из имеющихся в экспозиции инструментов.

Идея создать музей инструмента родилась в недрах питерской компании "Проммашинструмент". В декабре 1999 года ее сотрудники провели акцию под девизом "В новый век - с новым инструментом", в рамках которой жители города могли поменять свои старые дрели да рубанки на новые. Народ с охотой откликнулся на необычный призыв и понес в компанию разный антикварный инструмент, причем поток этот не иссякает до сих пор.

- Порой приносили вещи, назначение которых было неизвестно даже их владельцам, - рассказывает директор музея Любовь Кириллова. - Один из посетителей передал нам свернутую кольцом латунную ленту, внутри которой были расположены две деревянные ручки и шкала в "wershkах". Оказалось, это "шляпомер" XIX века. В те времена модно было помадить волосы, поэтому мерить шляпы покупателям не давали. Размер головного убора определяли с помощью этого инструмента.

На сегодняшний день в музее собрано более 2 тысяч редких экспонатов. Экспозиция устроена таким образом, что по ней можно проследить этапы развития инструмента. Скажем, есть в коллекции старинная дрель-юла, работающая по принципу детского волчка. Сверло вращается, если двигать рукоятку вверх-вниз. Имеется сверлильный станок с цепной передачей. Бережно хранится уникальная американская дрель, которая позволяет сверлить "из-за угла". И первая советская "электросверлилка", выпущенная в Харькове в 30-е годы. Буржуйское словечко "дрель" рабочие в те времена презирали.

"...сработанный еще рабами Рима"

- Проследить эволюцию дрели довольно просто, но есть вещи, которые не столь очевидны, - продолжает Любовь Кириллова. - Скажем, на зиму водители "переобувают" свои авто в шипованную резину, но мало кто знает, откуда это пошло. Началось все с того, что наши предки шиповали лошадей. На подковах до сих пор имеются специальные отверстия для шипов. Есть летние шипы, чтобы лошадь не скользила по траве, и зимние - для льда. А вкручивали их при помощи специальных шиповых ключей. Работать следовало двумя ключами: одним кузнец крутил шип, а вторым держал подкову, чтобы в процессе не порвать лошади связки.

Кстати, имеются еще более любопытные "отголоски прошлого". Например, в Америке двигатели для космических кораблей до сих пор делают не более 5 футов в ширину. Оказывается, цифра эта отнюдь не случайна и пошла со стародавних времен. Дело в том, что двигатели возили по железной дороге через узкие тоннели. Расстояние между рельсами в Америке - 4 фута 8,5 дюйма. Размер этот американцы позаимствовали у англичан. В Англии первые железнодорожные вагоны были похожи на трамвайные, а трамвайные делались по образу и подобию "конки". Ширина "конки" соответствовала дорогам, которые в Великобритании строили еще римляне. Строили под размер своих боевых колесниц, который составлял, как нетрудно догадаться, 4 фута 8,5 дюйма. Почему ширина римских колесниц была именно такой? Да потому что запрягали в колесницу двух лошадей. 4 фута 8,5 дюйма - это размер двух лошадиных задниц! Вот и получается, что даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от размера лошадиной задницы две тысячи лет назад.

Чем рубили окно в Европу?

- Судьба далеко не всех технических решений складывается столь удачно, - смеется Любовь Кириллова. - Некоторые ныне совершенно незаслуженно забыты. Скажем, есть у нас в коллекции машинки для правки бритвенных лезвий. С одной стороны, все бритвы сегодня одноразовые, точить их бессмысленно, но с другой, такую машинку можно приспособить для правки мединструмента. В хирургии это по сей день больной вопрос, особенно в полевых условиях.

Разумеется, список незаслуженно забытых инструментов машинками для правки бритв не ограничивается. В музее хранится, к примеру, "кривой" молоток, при виде которого неизменно роняют скупую мужскую слезу кровельщики и паркетчики, понимая, что нынче ни в одном даже самом модном магазине не смогут они купить этот столь полезный в их ремесле инструмент. Представлен в экспозиции и чудо-гвоздодер, который в отличие от современного аналога имеет специальное устройство, позволяющее ему безо всяких сложностей подцепить гвоздь, даже если тот забит по самую шляпку.

Самым же уникальным экспонатом является, пожалуй, топор Петра I. Вопрос о его подлинности решить сегодня довольно сложно. Давно уже умерли люди, лично видевшие, как царь рубил окно в Европу. Да и документов, подтверждающих, что именно этим топором Петр Алексеевич проделал данную операцию, не сохранилось. В одном ученые уверены точно: топор, выставленный в Музее инструментов, является ровесником Петербурга. А значит, его вполне мог держать в руках и сам реформатор.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах