Примерное время чтения: 8 минут
485

По Эрмитажу так хорошо ходить без экскурсий!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 14/04/2004

По праву можно сказать, что Эрмитаж - самый динамично развивающийся музей в России. Он в безусловных лидерах по организации выставок - в год их бывает по несколько десятков, причем не только в Петербурге, но и во многих городах России - от Калининграда до Иркутска. Эрмитаж первым в стране устроил бесплатный день для посетителей, открыл филиалы за границей.

В гостях у редакции "АиФ-Петербург" - директор музея Михаил Борисович ПИОТРОВСКИЙ.

Индивидуал дороже

- Михаил Борисович, все мы любим Эрмитаж, но разрешите рассказать вам такую вот историю. В школьные каникулы супруга нашего сотрудника отправилась с десятилетним сыном к вам в музей. В Зале малых голландцев мальчик заинтересовался картиной, мама стала рассказывать. Подошла смотрительница: "Что вы так долго здесь стоите? И нельзя так близко". - "Мы ничего не трогаем, но ведь хочется рассмотреть". Перешли к другой картине: "И тут вы собираетесь долго стоять?" В другом зале смотрительница уже не так сурово, но тоже попросила не задерживаться: "Нас за это ругают, а еще вы мешаете экскурсиям".

- Интересный сюжет... Сделать так, чтобы смотрители были очень вежливыми, затруднительно, потому что с них ведь и спрашивается, они должны следить, как бы посетители что-нибудь не испортили. Ну а когда каникулы, все службы работают в повышенном режиме. Насчет же того, что посетитель "мешает экскурсиям", то это тезис совершенно неправильный, устаревший, из советского времени. Тогда все строилось в расчете на экскурсии. Поэтому, например, у нас нет развернутых аннотаций к экспонатам, все было рассчитано на то, что посетителей водят, показывают и рассказывают. Время это кончается, сейчас у нас ориентация на индивидуального посетителя. Для меня дороже одиночник, который сам захотел в музей. По Эрмитажу так хорошо ходить без экскурсий! Ну а за случай с супругой и сыном вашего сотрудника приношу извинения.

Элемент светской жизни

- У вас так много выставок, что не успеть все посмотреть!

- Мы делаем выставки для самых разных зрителей, и не обязательно ходить на все. Впрочем, Петербург - не Москва, массового потока на выставки, даже самые необыкновенные, нет. В Москве гораздо больше ажиотажа, там это элемент еще и светской жизни, так же как и в Европе.

- Горожане вспоминают, что раньше в Эрмитаж привозили такие супервыставки, как "Сокровища Тутанхамона", теперь, мол, масштаб не тот...

- Недавняя выставка мексиканского искусства - пример именно такой "супер-выставки"! Ну а "Тутанхамон" был выдающимся событием сто лет назад, так же как эрмитажное "Скифское золото" в Нью-Йоркском Метрополитен-музее. Сейчас толпы уже не стояли бы, блеск золота не работает. Я считаю, что "блокбастерные" выставки делать не нужно, потому что у людей есть возможности ездить по миру, смотреть музеи. Выставки должны быть утонченные, или надо показывать что-то действительно новое, а не просто знаменитое.

Между прочим, наши выставки - одни из самых посещаемых в мире. Так, посвященную Петру Первому посмотрели 450 тысяч человек, хотя, возможно, многие петербуржцы так и не дошли.

Высокие интересы

- Что смотрят в Эрмитаже высокие гости: президенты, коронованные особы?

- Большинство из них уже не по одному разу у нас бывали. Ну а что смотреть, зависит от пристрастий. Принц Чарльз, к примеру, в последнее посещение интересовался Бассано, а Пол Маккартни - как на картинах персонажи играют на инструментах. Маккартни пришел к выводу, что только у Пикассо в одном случае по-настоящему играют, остальные художники не знают даже, как правильно держать инструмент.

- Все-таки существуют типовые экскурсии для высоких гостей?

- У меня есть обычный набор, который утверждается еще и службой безопасности. Но я не "провожу экскурсию", потому что не просто показываю Эрмитаж, это еще и разговор про все на свете, и желание убедить гостя, какие мы - Россия - хорошие.

- Корыстные интересы преследуете, к примеру, просите деньги на новые проекты?

- Не такие уж мы корыстные, и не так уж нам много надо, разве что доброе отношение. Некоторые, правда, не верят. Как-то давно Юрий Яров, тогда заместитель главы администрации президента, привез какого-то гостя - и сразу: "Ну, где бумажка?" - "Какая?" - "Ну, ведь я должен что-то подписать?" У меня, вопреки старой отечественной традиции, бумажки заготовлено не было. И - не бывает. В последнее время мы всем показываем из окон Дворцовую площадь и объясняем: "Арка и часть Главного штаба - наши, хорошо бы, чтобы нашим стало и здание бывшего штаба гвардейского корпуса, мы бы сделали здесь музей гвардии". Президент идею такого музея одобрил.

Отдайте колонну

- Вы говорили, что площади нужен особый статус, а народные гулянья там продолжаются.

- Практически все мероприятия согласовывают с нами, пивных фестивалей больше нет. Особый статус не означает, что площадь нужно закрыть, а то у некоторых бизнесменов уже есть идея брать деньги за вход. Дворцовая должна жить, только в правильном ритме.

- Эрмитаж может принять участие в охране Александровской колонны?

- Если нам отдадут колонну, мы будем отвечать за охрану. Сейчас памятник относится к Музею городской скульптуры, но идут переговоры. Мы бы хотели взять на себя ответственность за всю площадь.

- В связи с террористическими угрозами повышены ли меры безопасности в Эрмитаже?

- Конечно, есть специальные меры, мы регулярно проводим учения на взрыв и наводнение. У Эрмитажа запрещено стоять машинам, мы фиксируем все номера, ведь известна история с Уффици, когда взорвался автомобиль, начиненный взрывчаткой, и разнесло в клочья несколько картин.

Абрамович - не помеха

- Правда ли, что именно вам, Михаил Борисович, еще в середине 90-х пришла в голову идея, что музею нужно обзавестись спонсорами?

- Я директор был начинающий, половины не знал того, что нельзя. Ничего не придумал, это опыт мировой, надо только не стесняться. И просить-то как раз не надо, люди приходят сами, только нужно создать такую обстановку, когда им хочется быть причастным. На самом деле в спонсорских проектах до половины наших денег. Вот на днях открыли после реставрации Двадцатиколонный зал: из 500 тысяч евро 200 наших и 300 - итальянцев. Спонсоры любят, когда у них не просто берут деньги, а когда это партнерство. В последнее время больше становится русских, западные и американские начинают объяснять, что у них кризис, что если в России могут покупать футбольные команды, то уж с Эрмитажем должны разобраться! Впрочем, люди, которые следуют данной логике, и раньше-то денег не давали. Есть другие, они исходят из позиции, что Эрмитаж - музей для всего мира.

- Как вы относитесь к идее создания в городе музея современного искусства?

- Я всегда "за", мы и у себя решили создать отдел нового искусства, ХХ века. Чтобы возник новый музей, нужен энтузиаст, который положит на это жизнь. Мне нравилось предложение расположить экспозицию на Варшавском вокзале, но реальность такова, что гораздо быстрее такой музей откроется в Москве.

Снобизм как стиль

- Коллектив Эрмитажа в основном дамский? И уж точно снобистский...

- Дамский и мужской поровну, но, скажем так, мужчины наши посложнее дам. Снобизм - исконно эрмитажный стиль. Мы самые лучшие! Но ведь это и обязывает.

- Интересно, много в Эрмитаже болельщиков "Зенита"?

- Я-то сам ни за "Зенит", ни за "Челси" не болею, хотя мне подарили мяч и шарф. Вот государственный герольдмейстер России и мой заместитель Георгий Вилинбахов любит футбол, а другой заместитель, Алексей Богданов - один из главных фанатов "Зенита". Между прочим, Эрмитаж был шефом "Зенита", футболисты перед матчами приходили в музей. Правда, нет статистики, как это соотносилось с победами.

- У вас другое увлечение - Восток. Интересно, канал "Аль-джазира" смотрите?

- Регулярно смотрю три арабских канала. Не так давно Эрмитаж провел в Лондоне выставку исламского искусства. Она стала сенсацией: Россия учит религиозной терпимости страну, которая воюет в Ираке.

- Вы как специалист по Востоку в основном работали в...

- Йемене. Это любимая страна, все мои книжки - про Йемен. Недавно отвел душу - поговорил на арабском с президентом Салехом, который побывал у нас в музее. Единственное, что плохо в должности директора Эрмитажа, - нельзя месяца на три уехать в Йемен в экспедицию.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах