Когда перед музеем стоит очередь, это всегда приятно. Если, конечно, сам в ней не находишься. Но со стороны такое зрелище вселяет оптимизм. Как же, народ тянется к культуре, жаждет прикоснуться к сокровищнице, обогатиться духовно. И ради этого готов провести кучу времени в очереди за билетами, зажав в кулаке деньги.
Уже на дальних подступах к Исаакиевскому собору к вам начинают обращаться некие личности с предложением купить билет в музей. "Всего в два раза дороже, зато не надо целый час стоять в кассу", - убеждал меня один из них. Спекулянт слегка приврал: вход в музей стоит 20 рублей, на колоннаду - 10, а он хотел за все 80 рублей.
Известно, что спекуляцию порождают две вещи: дефицит и очередь. Ну, первого нынче уже нет, а вот второе при большом желании создать вполне можно. Например, продавая билеты в такой популярный музей всего в двух кассах. Причем одна из касс, как правило, закрыта на технический перерыв. В результате народ мается на солнцепеке или под дождем, вместо того чтобы любоваться красотами Петербурга.
А можно еще больше ужесточить процесс, например, продавая не более трех билетов в одни руки. Тогда подошедшая группа экскурсантов, скажем, из тридцати человек тоже должна будет выстроиться в очередь, вместо того чтобы отрядить в нее одного лишь групповода, который один за две минуты взял бы все 30 билетов, никого не задерживая.
Сотрудники Исаакия утверждают, что существующий порядок как раз таки и призван бороться со спекуляцией. Замдиректора музея Виктор Львович Разуваев говорит, что кассы собора предназначены не для групп, а для одиночных посетителей. Группы же могут сделать предварительный заказ, правда, по более высокой цене. Таков приказ директора. Если не ограничивать количество продаваемых в одни руки билетов, продолжал он, спекулянты не переведутся.
Что ж, ограничили. Но спекулянты не исчезли. Значит, способ борьбы с ними выбран неверный. Почему? Да потому что спекуляцию порождают две вещи: Впрочем, я повторяюсь.