61

Тихая билетная революция

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 30/01/2002

Если вы заходили в последнее время в театральные кассы, конечно же, обратили внимание, что вид их изменился - перед кассирами стоят компьютеры. Билеты продают по-новому: открывают на экране вид того или иного зрительного зала, где наглядно показано, какие места имеются в наличии. Сам билет не лежит готовенький у кассира в папке, как раньше, а на глазах у зрителя печатается на принтере. И выглядит тоже по-новому, вместо логотипа каждого театра - общее для всех изображение решетки Летнего сада.

Новейшая история

Компьютеризация продажи билетов началась менее года назад, и еще не завершена, в первой половине февраля будут охвачены 44 кассы, подавляющее большинство. Главная цель - удобство для зрителя. Раньше в кассе могло не быть нужного билета, посылали в другую. Теперь все проблемы решаются на месте. Кроме того, если нужно, к примеру, организовать культпоход и приобрести десяток, а то и два билетов, это тоже легко сделать в одной кассе.

...Публике все равно, какова технология продажи, с компьютером или вручную, лишь бы билетик достать. Впрочем, дефицита давно нет, и по-старому можно попасть практически на любой спектакль, кроме балетов Мариинки, но она в общем эксперименте не участвует, продает билеты по собственной схеме.

Правда директоров театров

А вот у директоров театров компьютеризация вызвала множество вопросов. Прежде всего они опасаются, что - особенно во время неразберихи "переходного периода" - могут рухнуть продажи.

Старая система была отлаженной, проверенной, в целом себя оправдывала, введение новой связано с риском. Кроме того, новый глава Дирекции театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс (ДТЗК) Сергей Панфилов - типичный технарь, абсолютный новичок в петербургском театральном мире. Директора восприняли его как комиссара, который большевистскими методами хочет "осчастливить" тех, кто и без того был в порядке. Даже то, что для проекта, который оценивается в 400 тысяч долларов, нашелся инвестор - ООО "Аксиома", представляется подозрительным. Ходят слухи, что таким образом отмывают деньги. Что всю эту затею курирует "семья губернатора", что конечная цель - прибрать к рукам билетный бизнес, даже диктовать театрам цены. И значит, публика окажется в проигрыше.

Компьютеры, как и любая техника, могут дать сбой, "зависнуть", кроме того, может отключиться электричество, и это тоже закончится тем, что билеты не продадут.

"Обобщенный" билет лишает театр своего лица. Да и спонсоров на старых билетах печатали своих, а сейчас дирекция ДТЗК ставит тех, кого считает нужным.

Еще одно немаловажное обстоятельство - продажа билетов осуществляется по инструкции Министерства культуры. Для новых форм работы инструкции министерства еще не существует, и значит, они вводятся незаконно.

Правда театральных кассиров

В Петербурге существует уникальный по профессионализму клан театральных кассиров. Многие работают десятками лет, прекрасно знают режиссеров, актеров, сами стараются посмотреть все премьеры, поэтому способны дать зрителю самую исчерпывающую информацию. По старой схеме они были кровно заинтересованы в продаже билета, который лежал в их папке. Процент с продажи влиял на зарплату. Тут театрам, особенно не очень популярным, такая активная поддержка была нужна - залы заполнялись. По новой схеме кассир пока еще не так заинтересован в продаже (дирекция такую связь обещает наладить). Да и когда билет был прикреплен к стеклу кассы, зритель сразу видел, на что обратить внимание. Теперь расчет идет на подкованную публику, которая сама знает, какой спектакль или концерт ей нужен.

...Кассиров обучили работе с компьютерами. Понятно, поначалу им было страшно, некоторые хотели уйти. В результате ушли немногие, и вот теперь, когда система начала работать, кассиры говорят, что это им интересно. Одна, любовно погладив компьютер, назвала его "кормильцем".

Правда ДТЗК

Новый молодой директор ДТЗК Сергей Панфилов не скрывает, что он прежде всего выполняет поставленную Комитетом по культуре задачу - компьютеризацию касс. На вопросы театральных директоров у него есть свои ответы:

"По поводу того, что дирекция может акционироваться, а продажа билетов перейдет в чьи-то частные руки и театрам будут диктовать цены, это бред. Есть понятие "государственный заказ", у власти существует достаточно рычагов, чтобы предотвратить переход в частные руки.

На билетах театры могут при желании указывать собственных спонсоров и печатать вместо Летнего сада свой логотип.

По поводу компьютеров. Если "зависнут", если даже по каким-то фантастическим причинам центральный сервер будет уничтожен, в каждом театре есть база данных.

Зарплата кассиров будет привязана к количеству проданных билетов. Компьютеры исключат возможность продаж фальшивых билетов. То, что кассиры перестанут уговаривать зрителей пойти на непопулярный спектакль, имеет и положительные стороны. Всю дополнительную информацию о спектаклях можно получить по бесплатному телефону 062.

Инструкции Министерства культуры действительно еще не существует, но есть надежда, что наверху поддержат. На мой взгляд, не жизнь должна приводиться в соответствие с инструкцией, а наоборот. Среди директоров есть те, кто против нововведений, но есть и активные сторонники.

Исследования показали, что житель Петербурга ходит в театр раз в год. Цель моих усилий и всех нововведений, чтобы в театр ходили хотя бы два раза в год. По большому счету все происходящее - это революция".

От редакции. Процесс компьютеризации еще не закончен, выводы делать рано. Публика обо всех этих переменах и треволнениях в театральном мире и знать не знает. Народу в театральных кассах, как всегда, много.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах