Не пора ли банкам открыться?

   
   

Они не врут, а умалчивают

- Нашел в своем почтовом ящике конверт с кредитной картой на 40 000 рублей от одного крупного розничного банка, - рассказывает петербуржец Олег Васильевич. - В сопроводительном письме говорилось, что карту можно активизировать по телефону и в тот же день снять деньги. Из письма я также понял, что при платеже в 1600 руб. в месяц расплатиться реально за 2 года.

Несколько месяцев мужчина исправно платил те самые 1600 рублей, но долг не уменьшался.

- Оказалось, что по кредиту я плачу всего 100 рублей в месяц. Остальные 1500 уходят на обслуживание счета и проценты. В итоге мне придется заплатить по этому кредиту 100 с лишним тысяч рублей!

Проблемы подобного рода возникают и у тех, кто решил воспользоваться столь популярным сегодня экспресс-кредитованием при покупке товара в магазине.

- Купила в кредит компьютер. Можно было и сразу заплатить, но не хотелось "оголять финансовые тылы". Когда банк переслал график платежей, я поняла, что должна переплатить почти 55 %. Пошла и погасила кредит досрочно. Больше за кредитом ни ногой! - до сих пор пылает гневом менеджер Светлана.

Однако эксперты говорят, что люди часто и сами виноваты в своих проблемах - многие из них подписывают бумаги, не вникая в хитросплетения размеров, сроков, способов оплаты кредитов, а также штрафов за просрочки.

Иногда, уже на финальной стадии заключения договора, до клиента доходит, что кредит он может и не "потянуть". Но встать и уйти под недоуменными или насмешливыми взглядами сотрудников - выше его сил. Дело в том, что сотрудники call-центров и представители банков в торговых точках во многих случаях озвучивают потенциальным клиентам лишь возможные проценты. Они не говорят о плате за расчетно-кассовое обслуживание, открытие и ведение счета, "рассмотрение кредитной заявки". А также о том, что потратиться на "комиссии" придется не единовременно, а платить их надо ежемесячно все время пользования кредитом.

Кредитное рабство

У банков - своя правда. Вот что говорит президент Ассоциации банков Северо-Запада (АБСЗ) Владимир Джикович:

- Конечные суммы платежей можно было узнать и раньше, попросив банк заранее их рассчитать. Но зачастую клиенты этого не делали. Россияне не приучены к понятию жизни в кредит. Налицо низкая культура взаимодействия с банками.

Однако известен факт, что по многочисленным обращениям граждан "Роспотребнадзор" возбудил разбирательства в отношении банков "Русский стандарт" и "Хоум Кредит". Некоторые из категории этих дел проходили как административное нарушение по статьям "Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре" и "Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя". Разбирательства были долгими, но в январе Верховный суд РФ признал правомерными претензии Роспотребнадзора.

При этом в "Хоум Кредит энд Финанс банке" подчеркивают, что и раньше предоставляли своим клиентам "полную и достоверную информацию об условиях кредита".

- Мы проанализировали опыт стран Европы и Азии, где были проведены подобные изменения, - рассказывает директор по маркетингу Игор Пржеровски. - При растущем рынке потребительского кредитования, каким является российский рынок, раскрытие информации по ставкам не оказывает существенного влияния на доходность продуктов.

В банке "Русский стандарт" отмечают:

- Хотите - верьте, хотите - нет, но мы и до 1 июля предоставляли клиенту всю информацию, в том числе и о комиссии в 1,9 % в месяц. Как правило, первый и единственный вопрос, который задают сотрудникам call-центра клиенты при активации карты, - где ближайший банкомат. Так что есть и некое лукавство со стороны клиентов, когда они жалуются на судьбу. А количество претензий кажется настолько большим просто потому, что мы кредитов выдаем больше, чем коллеги.

Между тем в Петербурге живут тысячи людей, которые - осознанно или по неосмотрительности - попали в кабалу к банкам. И они никак не могут вырваться из кредитного рабства. Например, в городе образовалась неформальная ассоциация матерей, чьи вполне взрослые, но неразумные дети набрали столько кредитов, что загнали в долговую яму всю семью.

Пока Дума думает

В Госдуме уже несколько месяцев рассматривался проект специального закона "О потребительском кредите". Однако обсуждение затянулось, и депутаты вернутся к нему лишь на осенней сессии парламента. А требование Центробанка - вот оно, уже действует.

Одни эксперты, опрошенные "АиФ-Петербург", утверждают, что рынок потребительского кредитования в Петербурге будет развиваться замедляющимися темпами. Другие прогнозируют, что объемы продаж экспресс-кредитов если и снизятся, то ненамного и ненадолго. Если человеку нужен кредит "здесь и сейчас", то он скорее обратит внимание на величину ежемесячного платежа, чем на всякие дополнительные выплаты. Такова уж психология заемщика.

И даже несмотря на все инструкции Центробанка, если при получении кредита вы не проявите известную дотошность, ждите сюрпризов.

Смотрите также: