Зачем умирать в 20 лет?

   
   

"Награда" за кайф

НАЧАЛОСЬ все с личной беды. Двенадцать лет назад у Сергея Матевосяна пропал лучший друг. Знающие люди подсказали, что искать парня надо на "героиновом рынке" - в подвалах возле метро "Улица Дыбенко". Увиденное повергло в шок. В грязи, смраде, на трубах теплотрасс умирали люди. На вид - старики, в реальности - юноши, девушки. Многим чуть больше 20. Такой была "награда" за кайф... Друга Сергей так и не нашел. Но жертв этого гетто бросить уже не смог. В 1995-м

он основал центр "Новая жизнь". Начинали без денег, поддержки, в разрушенных стенах. Но все равно это была победа. Ведь сначала Сергею и его единомышленникам везде отказывали: "Какие наркоманы? У нас таких нет". Неожиданно идеей заинтересовались в Кингисеппском районе Ленобласти. Зная, что Матевосян ищет помещение вдали от города, предложили заброшенную психиатрическую больницу.

Уже через три года центр был переполнен. Мест не хватало, очередь растянулась на месяцы вперед. Тогда местная администрация нашла "забытую" армией военную базу. Подрывники, уходя, вырвали все "с мясом", казармы оставили, как после бомбежки. Однако строителей "Новой жизни" это не смутило. К тому времени они поняли, что могут многое.

"Шиншиллы" и хавроньи

СЕГОДНЯ в Котлах живут 350 человек. Большинство - недавние наркоманы и пьяницы. Как их лечат? Трудом. Интенсивным и каждодневным. А руки приложить есть где. За эти годы центр превратился в мощное сельскохозяйственное предприятие. Одно из лучших на всем Северо-Западе. Только кроликов, этих советских "шиншилл", 7 тысяч.

- Наша ферма входит в десятку крупнейших в стране. Начинали с нескольких зверьков, а сегодня практически не имеем конкурентов в регионе, - доволен главный зоотехник Андрей Золин, в прошлом наркоман с 10-летним стажем.

Прибавьте к этому 700 хрюшек, 90 коров, 350 овец романовской породы. Год назад запустили линию по переработке шерсти, и сейчас получают до 4 тонн ценного сырья в месяц. Регулярно пополняет запасы и рыболовецкая бригада. На полях и в теплицах радуют обилием кабачки и огурцы, работает пекарня, макаронный, консервный цеха, так что на столах зимой и летом - урожай со своего огорода.

- Работа с землей меняет человека,- говорит главный агроном Валерий Остахин (16 лет наркотической зависимости). - Заставить наркомана трудиться - уже почти чудо. А у нас они не только освобождаются от смертельной привычки, но и получают хорошую профессию. Многие после реабилитации остаются на селе, становятся фермерами или агрономами.

Крутой маршрут

Недавно перечень специальностей расширился, а сам центр обзавелся новым цехом. Как-то в их деревню заглянул некий бизнесмен. Походил, посмотрел, а затем огорошил: "Денег не дам. Но выделю в долг оборудование и раскрою технологию изготовления ходового товара". Они расплатились через полгода. И сегодня успешно поставляют тротуарную плитку на рынок.

Нам показали ремзону, где выстроилось 40 тракторов - их совхозы списали на металлолом. А ребята отремонтировали и теперь посевную и уборочную проводят на своих машинах.

- Единственный новый трактор нам подарили норвежские школьники, - рассказывает заместитель директора Алексей Фомичев. - Круглый год собирали необходимую сумму, экономили на завтраках. Затем прислали деньги целевым назначением. Было очень трогательно и приятно. С тех пор мы дружим.

У Алексея тоже своя история. Благополучно жил в Москве, но однажды решил пересмотреть свои взгляды. В итоге подал заявление в международный Красный Крест, попросил направить в одну из "горячих точек". Уже собирался ехать, как вдруг в 2001 году узнал о "Новой жизни". С тех пор деревню Котлы поменял на столицу и, похоже, ни о чем не жалеет.

Труд - вот основной способ возвращения к жизни. "Когда хорошо, серьезно поработаешь, вся дурь сразу выходит",- говорят обитатели этой необычной коммуны. Плюс в центре жесткая дисциплина (на территории категорически нельзя пить и курить), спартанские бытовые условия. А в свободное время ненавязчиво проводят лекции, беседы - оступившихся людей приучают к ответственности за жизнь свою и окружающих.

Конечно, некоторые не выдерживают. Убегают. Но большинство понимают, что появился один шанс из тысячи. Тем более, в центре все бесплатно. Ни с них, ни с их родителей не берут ни копейки. "Это наша принципиальная позиция, такая практика будет продолжаться и впредь", - подтвердили руководители.

- Мы объясняем: зачем умирать в 20 лет? Люди достойны гораздо лучшей участи, - объясняет Алексей Фомичев.

Новички слушают внимательно, ведь воспитатели, социальные работники, сами недавно были на дне. В этом еще одна сильная сторона программы. Бывших наркоманов, победивших страшную зависимость, принимают в центр на работу. В последние годы берут преимущественно семьями: ведь здесь сыграли уже 115 свадеб. Родился целый детский сад! Такие примеры убеждают лучше любых слов: если я смог выкарабкаться, значит, и ты сможешь.

А ситуации бывают неподъемные. Недавно подъехала машина, и водитель прямо у ворот выбросил скрюченное тело. Оказалось - отец привез дочь. "Не считайте меня извергом, - сказал этот человек. - Но жизнь нашей семьи превратилась в ад. Если вы сможете, сделайте хоть что-нибудь. Если нет..." - и махнул рукой, сбивая слезу.

Сейчас Ольга потихоньку приходит в себя, даже копается в парниках. "Через год, если не сорвется, будет человеком",- говорят старожилы. Год - столько длится курс реабилитации. После чего воспитанник покидает "лагерь". В городе его уже ждет группа адаптации - из ребят, прошедших все круги. Они и подхватывают новобранца. Иначе велика вероятность, что человек снова очутится на дне.

Об опыте в деревне Котлы прослышали в Америке, и сейчас добровольцы организуют "Новую жизнь" в штате Миссури. Планируют также создать службу, позволяющую проследить судьбу своих воспитанников. Они борются за каждого и не собираются сдаваться.

Смотрите также: