Обладатель "Хрустального пеликана" - главной учительской награды России - Сергей Букинич преподает историю в гимназии N 116.
5 лет он вел лучшую в стране "смешную" радиопрограмму "Трое в лодке", за что получил "Золотого Остапа". А в Финляндии питерского педагога знают как организатора международной школы "Альбатрос". Его воспитанники вошли в энциклопедию "Одаренные дети России". Как ему все удается? Мы решили задать Сергею Александровичу несколько вопросов "на засыпку".
Игры на уроках
- СТАНИСЛАВ Лец говорил: "Чтобы дойти до истоков - надо плыть против течения". Против какого течения "плывете" вы?
- Против обыденности и скуки. На занятиях провожу с ребятами деловые игры. Мозговой штурм! На уроке обществознания у нас шел "Суд над Ницше". А когда "проходили" Первую мировую - рассматривали несколько вариантов развития событий. Как повернется колесо истории, если чья-то рука отведет роковой выстрел Гаврилы Принципа, ставший поводом к войне? Для меня важно, что мы вместе находим ответ.
- На вашем столе - стопка работ десятиклассников. Берем первую попавшуюся... Маша М., чтобы написать небольшое исследование о старце Федоре Кузьмиче, использовала труды Барятинского, Ключевского, Шильдера, Толстого, Соловьева, Анри Труайя. Вы требуете, чтобы они все это знали?
- Дело в том, что существует легенда: император Александр I не скончался в Таганроге, а отправился в мир странствовать под видом старца Федора Кузьмича. Это захватывающий философский сюжет. В российской традиции единичны примеры, когда человек, находящийся на вершине власти, ушел по доброй воле. И то, что Маша сама определила тему, подобрала литературу, только приветствуется. В этом плане никаких ограничений. Наоборот, я постоянно говорю детям: читайте, думайте! Ведь человек, который в школе не научился работать, и в дальнейшем может "остаться за бортом".
- Говорят, что Россия - страна с непредсказуемым прошлым. Одни и те же события в разных учебниках преподносятся по-разному. Как вы объясняете такие кульбиты ученикам?
- Я работаю в школе 20 лет. Начинал в перестройку, когда уже отменили цензуру. Так что мне никто не диктовал, как надо преподавать историю. Всегда опираюсь на факты и здравый смысл. Другое дело, что в обществе меняются ценности, растет поколение, для которого кумиры старших ничего не значат.
На одной из радиостанций детей спросили, кто такой Ленин. Они ответили: актер. Сегодня некоторые подростки не знают, что были Сталинград и Бабий Яр, какой подвиг совершили Александр Матросов и панфиловцы. Их мало интересует, за что боролись, воевали деды, как жили отцы. Моя задача не только заполнить эти пробелы, но и разбудить чувства. Василий Ключевский писал: главный урок истории в том, что из нее никто не извлекает никаких уроков. Однако она больно бьет того, кто забывает о минувшем.
Текст или тест?
- СЕГОДНЯ государство повернулось к школе лицом. На национальный проект "Образование" тратятся огромные деньги. До вас эти суммы доходят?
- Доходят. Наша школа выиграла грант в миллион рублей, который потратили на оборудование для кабинетов физики, химии, интерактивные доски. Таких "умных досок" в школе пять, в том числе и в моем десятом. Колоссальная экономия времени, новые возможности. Не надо нудно и долго ничего писать, можно вернуться к материалу, всего лишь прокрутив назад пару слайдов. Сразу улучшилось качество подачи материала!
Также в рамках проекта я получил "президентские" 100 тысяч рублей. Скажу откровенно: сделал в квартире скромный ремонт. На "евро" уже не хватило.
- Учительство разделилось в оценке пользы от ЕГЭ. Как вы относитесь к единому государственному?
- С одной стороны, это закон, который надо выполнять. С другой - некоторые задания, мягко говоря, несовершенны. Да, ЕГЭ исключает возможную пристрастность. Но как живое слово, логику, анализ втиснуть в несколько строчек теста? Выпускников уверяют: получите определенное количество баллов и вас с распростертыми объятиями примут в вуз. Но, во-первых, школа - не предбанник вуза. Во-вторых, что-то институты и университеты не торопятся этого делать.
Более того, устанавливают свою шкалу оценок, иногда откровенно завышенную. "Пятерка" за ЕГЭ запросто может превратиться во "вступительную тройку". И давайте спросим у самого профессора: вы лично напишете на максимальные 100 баллов? Я штудировал вопросы тестов. Ответил на "отлично", но сотню не набрал. И считаю это совершенно нормальным.
- Вы не раз говорили об избыточности информации, которую дает отечественная школа. Перегрузки, стрессы начинаются с первого класса...
- Этот вопрос мы, 15 финалистов конкурса "Учитель года", поднимали на встрече с Владимиром Путиным. Обсуждали, как привлечь в школу молодых преподавателей, сберечь здоровье учеников. Об этом я лично позволил себе сказать президенту - ведь на здоровье ребенка давит огромная нагрузка, экология, не всегда качественное питание.
В Петербурге из бюджета выделяется 12 руб. с копейками на завтрак и 27 - на обед (со следующего года обещают прибавить еще рубль. - Е. Д.). А в других регионах и эти суммы проблема. Путин с большинством доводов согласился. "Действительно, наш ученик выходит из школы зеленым", - сказал он.
Споткнулся на Дурново
- УЧЕНИКИ часто ставят вас в тупик своими вопросами?
- Все знать невозможно. Я иногда им говорю, что ничего не знаю, но добавляю, что другие не знают даже этого. Тем более в истории. Хотя один вундеркинд мне постоянно устраивал экзамен. Бесконечно спрашивал имена и отчества видных деятелей разных эпох. Я споткнулся на министре Дурново. Ну не помню и все! Как говорится, засыпался.
- Есть ли ситуации, в которых теряетесь или бывает стыдно?
- Теряюсь, когда вижу неуважение одного ученика к другому. Ловлю себя на том, что начинаю "заводиться". Когда начал работать, часто повышал голос. Потом кто-то посоветовал посмотреть на себя в этот момент в зеркало. Дикое зрелище! Сейчас, если хочу показать недовольство, замолкаю. Действует лучше любых окриков. Конечно, конфликтов не избежать. Ведь я не червонец, чтобы всем нравиться. И ученик и учитель имеют право на собственное мнение и вправе его отстаивать. Хотя мне очень хочется, чтобы дети стали более открытыми. Меня настораживает, что некоторые ребята не верят в любовь, не задумываются о совести.
Что такое успех учителя? С моей точки зрения - реализация способностей, талантов учеников. Взять ребенка и провести его по правильной дороге. Ведь школа - не армия, от нее "откосить" вряд ли удастся. Пусть эта девочка с исследовательской работой не выиграет никаких конкурсов, но она откроет для себя такой мир, который позволит выстоять в любой ситуации. Учитель - это не только штучная, но и долгоиграющая профессия. Результаты своего труда увидишь в лучшем случае лет через десять.
Смотрите также:
- Блог Светланы Крушинской. О чем тревожится мама выпускницы в период ЕГЭ →
- Первоклассные проблемы (28.08.2001) →
- Дмитрий Гущин: «Учитель - актер» →